Башкирский государственный академический театр драмы им. Мажита Гафури
Кассы театра: (347) 272-35-33, (347) 273-70-52
14Сентября
«ТУГАНЛЫК»
13Сентября
«ТУГАНЛЫК»
12Сентября
«ТУГАНЛЫК»
11Сентября
«ТУГАНЛЫК»
10Сентября
«ТУГАНЛЫК»
09Сентября
«ТУГАНЛЫК»
09Сентября
«ТУГАНЛЫК»
08Сентября
«ТУГАНЛЫК»
07Сентября
«ТУГАНЛЫК»

История театра

Краткая справка о творческой деятельности и достижениях театра

Башкирский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (далее – БГТД, БАТД) учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, в первой столице БАССР. Объявленный государственной труппой БАССР коллектив складывался в течение длительного времени из различных творческих групп и ассоциаций: основная линия становления прослеживается в деятельности театральных объединений “Мусульманская драма и мелодрама” (1905) под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского, “Общество странствующих мусульманских актеров”(1907) под руководством Габдуллы Кариева (М.Х.Хайруллина), труппы “Нур”(1912) под руководством С.Г.Гиззатуллиной-Волжской, и ”Товарищество мусульманских драматических артистов”(1915), возглавляемое Муртазиным-Иманским. Последняя труппа, пополненная артистами красноармейских театров эпохи Октябрьской революции и гражданской войны в России, а также энтузиастами народного (фольклорного) театра, составила ядро творческого коллектива БГАТД в 1919 году. Художественным руководителем и директором первой государственной труппы БАССР стал известный в театральном мире России начала ХХ в. актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане Вали Муртазин-Иманский (годы жизни 1885-1938). Сценическая деятельность Муртазина-Иманского началась задолго до 1917 года. Он проработал в известных, по тем временам, труппах «Сайяр», «Ширкэт». В «Ширкэт» Муртазин-Иманский дебютировал в качестве режиссера: в Оренбурге поставил ряд пьес Ф.Амирхана, Г.Камала, среди которых знаменитая«Галиябану» М.Файзи. Когда встал вопрос о зарождении и руководстве первого государственного театра, Совнарком пригласил Муртазина-Иманского в Стерлитамак. Театр под его руководством прошел самые ответственные вехи своего пути: от своего основания (Муртазин-Иманский участвовал вплоть до вопросов архитектуры), до уверенной поступи профессионализма, ответственных гастролей, широкого общественного признания.

Огромную роль в становлении национальной сцены сыграла фольклорная драма. Уже в начале 20-го года зрители увидели первые башкирские спектакли: «Башкирская свадьба» (М.Бурангулов), «Карагол» (Д.Юлтый), «Башмачки» (Х.Ибрагимов), «Ашказар»(М.Бурангулова).

Репертуар театра во все годы его существования театра формировался по четырем кардинальным направлениям – освоение национальной классики, зарубежной, русской и современной отечественной пьесы.

Первым спектаклем первого государственного театра, именовавшийся под аббревиатурой «БТ-1» - Первый Башкирский государственный театр – стала драматическая хроника поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана “Богатырь Салават” (“Салауат батыр”), поставленный Муртазиным-Иманским в декабре 1919 году. Тогда, в 1919 году, складывается первый репертуар БТ-1 - это драматическая поэма Ш.Бабича на коранические мотивы “Азазель”, драмы М.Бурангулова “Ашкадар” и “Алпамыша” по легендам и героическим сказаниям башкир, трагедии Д. Юлтыя “Мактым-хылу” и “Карагул”, Х. Ибрагимова “Зульхабира”, А.Тагирова «Янгура», «Красная звезда» (М.Гафури) на темы социальной истории башкирского народа. Появляются первые спектакли по произведениям русской и татарской драматургии - драма народника и деятеля русского народного театра Е.П.Карпова “Рабочая слободка”, со сцены не сходит знаменитая мелодрама Мирхайдара Файзи “Галиябану”. Спектакли показываются на сцене Стерлитамакского кинотеатра «Мираж».

В 1922 году, с расширением территориальных границ БАССР (Большая Башкирия) и перемещением столицы республики в Уфу, стерлитамакская труппа сливается с башкирской труппой Уфимского государственного Показательного театра. Объединенный коллектив формирует два состава: стационарный и передвижной – Башкирский государственный Передвижной театр (БПТ) для работы в республике, а также в башкирских районах других регионов страны.

В 1926 году труппа театра пополнилась первыми профессионалами театрального искусства - выпускниками первого набора театрального факультета первого Уфимского училища искусств: А.Мубаряков, Г.Мингажев, Б.Имашев, Ф.Шамуков, З.Бикбулатова, Ф. Тукаев, Р.Янбулатова, А.Садикова, Р.Сыртланов, Р.Файзи, Ф.Сулейманов, Х.Кудашев, Т.Бикташева и многие другие.

1930-31 годы в истории развития Башкирского театра — годы больших перемен. Художественно-эстетические идейные преобразования в БТ-1 на новом этапе связано с именем актера, режиссера и театрального педагога Уфимского училища искусств М.А. Магадеева (1901 – 1938). Создание в те годы знаменитой актерской системы русским театральным режиссёром, актёром и педагогом, реформатором театра К.С.Станиславским возымело действие на возникновение особой научной теории сценического творчества как эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма. М.Магадеев, находясь в тесной творческой связи с В.И.Немирович - Данченко, В.Э.Мейерхольдом, А.В.Луначарским, опираясь на опыт экспериментального театра МХАТ, вводит «Учение о сверхзадаче и сквозном действии» - основу Станиславской системы, устанавливает академический подход к творчеству, выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, ключевой и неразрывной связью являются эстетические и этические начала в искусстве.

В эту эпоху становления театра складывается плеяда актеров и режиссеров, которые аттестуются талантливым творчеством и высокими званиями. Период становления и роста башкирского театрального искусства в эти годы связан с именами Хазиахмета Бухарского, Дили Даутовой, Исхака Зайни, Амина Зубаирова, Галимъяна Карамышева, Марфуги Муртазиной-Иманской, Гималетдина Мингажева, Танхылу Рашитовой, Фахернисы Самитовой, Гиниятуллы Ушанова, Елизаветы Шляхтиной-Сыртлановой, Бедер Юсуповой, Зайтуны Бикбулатовой, Талии Бикташевой, Валиахмета Галимова, Тимербулата Имашева, Хусаина Кудашева, Арслана Мубарякова, Асии Нафиковой, Ахмета Садыкова, Аклимы Садыковой, Сахи Саитова, Рима Сыртланова, Газима Тукаева, Рафгата Файзи, Габдуллы Шамукова, Рагиды Янбулатовой и других актеров; композиторов - М.М.Валеева и К.Ю.Рахимова, сценографов - С.И.Никандрова, Г.Ш.Имашевой, М.Н.Арсланова и др. - это творческое ядро театра придало национальной сцене ее классический облик. Содержательные идейно-эстетические формирования, животрепещущие художественно-поэтические явления того времени кристаллизовались в актуальном репертуаре: “Салават и Пугачев” (Ф.Сулейманов-Инан, Д.Юлтый и В.Муртазин-Иманский), “Салават” (В.Муртазина-Иманский), “Салават Юлаев” (Б.Бикбай), “Башкирская Свадьба” (М.Бурангулов), “Исход” и “Портфель” (Н.Исанбет), “Алатау” и “Завод” (А.Тагиров), “Сакмара”, “Дружба и любовь”, “Зимагоры” (С.Мифтахов), “Товарищ Сибай” И.Насыри, “Черноликие” (В.Галимова и Г.Амири по повести М.Гафури), “Запоздавший приказ, или Валидовщина” (Ш.Усманов и М.Магадеев), ”Тансулпан” (Кадыр Даян),”Человек с ружьем” (Н.Погодин) и др.

В 1935 году, к 15-летнему юбилею театра, Башкирскому государственному театру драмы присвоено звание академического.

1930-40 годы - тяжелые годы репрессий оставили свой след в истории Башкирского театра. Пострадали лучшие умы интеллигенции, в их числе немало театральных деятелей. В 38-ом театр навсегда лишился тех, кто создавал самый первый государственный БТ-1: В.Муртазин-Иманский, М.Магадеев, Д.Юлтый, А.Тагиров. Снят с должности первый драматург театра М.Бурангулов и т.д. В те времена за короткое время сменилось три художественных руководителя: А.К.Мубаряков (1936-37гг), Т.Х.Ф.Бухарский (1939-41гг.), Ф.Имашев (1942г.)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), театр живет под девизом «Все для фронта! Все для победы!». За годы Великой Отечественной войны в действующую армию было направлено 17 бригад, состоящих из артистов уфимских театров и филармоний, ими дано 1789 выступлений. В военные годы художественное руководство театром вели В.С.Витт (1941г.), В.Ф,Галимов (1942-45гг.). Ставились одноактные пьесы таких авторов как С.Агиш, Г.Гумер, Б.Бикбай, Х.Ибрагимов, С.Кулибай, Г.Шамуков и др.

Почти полувековая история театра связано с именами «гитисовцев» - с целым поколением актеров - выпускников знаменитой башкирской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского (1954-59гг.). Гюлли Мубарякова, Ильшат Юмагулов, Зинира Атнабаева, Хамит Яруллин, Муллаян Суяргулов, Роза Каримова, Шамиль Рахматуллин и многие другие «гитисовцы» прославили башкирский театр - имена настоящих мастеров театра, их знает вся российская театральная общественность.

В 1955 году в Москве прошла Декада башкирской советской литературы и искусства. На Декаде театр выступил со спектаклями: «Отелло» по трагедии У. Шекспира, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Черноликие» по повести М. Гафури, «Одинокая береза» по драме М. Карима.

Начиная с 1965года БАТД в разные годы возглавляют такие режиссеры как В.Г.Галимов(1908-1994), Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов, работает талантливый художник Г.Имашева (1914-1995).

На вершину расцвета башкирского театрального искусства приходится период творчества режиссера Ш.М.Муртазиной(1925 – 2002). Именно с ее трагедийных спектаклей “Макбет” по пьесе В.Шекспира, “Магомет” Ф.Вольтера, “В ночь лунного затмения” М.Карима, “Нашествие” Л.Леонова академическая труппа театра республики может отсчитывать новое идейное время в своей художественной биографии.

В эти годы в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоялась театральная биография народного поэта Башкортостана Мустая Карима («Салават. Семь сновидений сквозь явь», « Не бросай огонь, Прометей», «Пеший Махмут» и т. д.).

В 1971-85 годы в составлении своеобразного репертуара БГАТД исключительно важную роль сыграли драматурги И. Абдуллин, А. Абдуллин, Н. Асанбаев, А. Атнабаев, Ф.Богданов, А.Мирзагитов, Н.Наджми, Р.Сафин, И.Юмагулов и многие другие башкирские писатели-драматурги, создавшие совместными усилиями емкую страницу летописи башкирской театральной эпохи. Спектакли “Лунные вечера Айсылу”, ”Дуга с колокольчиками”, «Тринадцатый председатель», ”Красный паша”, ”Матери ждут сыновей”, ”Нэркэс”, ”Утраченные грезы”, ”И судьба – не судьба!” придали классическое эстетическое совершенство и поэтичность театральных жанровых форм.

В последние годы коллектив театра побывал с гастролями в Москве (1972, 1979, 1984, 1999, 2004, 2009, 2014 гг.), Ленинграде (1975 и 1980-е гг.), Ташкенте (1978, 1986 гг.), Алма-Ате, Фрунзе, Оше (1978, 1987, 2013, 2014гг ), Свердловске и Челябинске (1988, 1998, 2006 гг.), Казани (1973, 1982, 1985, 1989, 1994, 1997, 2000, 2002, 2005, 2006 гг.) и во многих других городах России. Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури за время гастролей на страницах средств массовой информации стал обладателем ярких эпитетов: «Театром звезд», «уникальным явлением», «дитем двадцатого века», «поразительно интересным творческим коллективом» называют башкирский театр в разных городах.

В творческую атмосферу башкирского профессионального театра со дня возникновения включились многие известные драматурги, режиссеры, композиторы, художники, принимавшие непосредственное участие в становлении национального театрального искусства республики. Башкирский театр всегда находится в авангарде становления и развития башкирской культуры и искусства. Немаловажна роль театра в формировании в республике и других видов искусства: вокального, танцевального, профессиональной музыки и т.д. Такие известные мастера, как классик национальной литературы, драматург и композитор Хабибулла Ибрагимов, прославленный балетмейстер Файзи Гаскаров, кураист-импровизатор, композитор, либреттист Ишмулла Дильмухаметов, известный композитор, гордость национальной музыки и оперного искусства Загир Исмагилов, легендарный кураист Гата Сулейманов и многие другие начинали свой творческий путь в Башкирском драматическом театре.

Сводная афиша академической труппы Башкортостана представляет собой огромное количество сыгранных классических и современных произведений – Фирдоуси, Калидасы, Сервантеса, Лопе де Вега, В.Шекспира, Ф.Шиллера, Г.Гейне, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.М.Горького и мн.др.

Нынешний возраст театра - пора зрелости, когда театр уже сформировал свой неповторимый стиль, накоплен необходимый опыт, когда уже есть свой преданный зритель, который всегда с нетерпением ждет новых спектаклей.

В настоящее время театр активно применяет новые творческие формы, нетрадиционные способы решения проблем постановочного процесса, смело экспериментирует. Результат новых исканий – признание на театральном подиуме разного уровня, положительная критика, успешное выступление на фестивалях театрального искусства. Репертуар Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури богат разно жанровыми постановками: драма и мелодрама, музыкальная комедия и трагедия, и как заявленный жанр современности - психологический триллер. Все это возможно только при наличии актеров, способных работать во всем разнообразии театральной жанровой палитры.

Одна из главных особенностей БАТД им.М.Гафури – преемственность актерского мастерства. Опытные актеры передают секреты актерского мастерства молодежи. В 2007 году, в 88-ом театральном сезоне начали свой творческий путь 12 молодых артистов – выпускники Высшего театрального училища (институт) им. М.С.Щепкина, которое дало молодым актерам путевку в большое искусство, теперь же у щепкинцев другая цель - органично соединить уроки русской театральной школы с традициями национальной сцены. Ядро труппы театра – актеры, обладающие большим опытом и мастерством, они искренни и доказательны в своем творчестве, любви к театральному делу, которому служат всю жизнь – народная артиска СССР Гюлли Мубарякова, народные артисты Российской Федерации Загир Валитов, Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева, заслуженные артисты России Суфия Курбангалиева, Хамит Яруллин, Хурматулла Утяшев, Рауис Загитов, Ильсияр Газетдинова, Эльвира Юнусова, народные артисты Башкортостана Муллаян Суяргулов, Танзиля Хисамова, Рамзия Хисамова, Ильдар Гумеров, Минзаля Хайруллина, Алмас Амиров и др., рядом с молодыми выпускниками театрального Училища им. М.С. Щепкина и Уфимской академии искусств им. З Исмагилова талантливо творят искусство, преданные башкирскому театру. Сохраняя верность лучшим традициям актерской и режиссерской школ, выработанным десятилетиями вдохновенного труда, театр всегда в поиске новых художественно-эстетических путей в театральном искусстве, постоянно формирует новые актерские силы и своеобразный, присущий театру, репертуар.

Театр живет насыщенной и полноценной жизнью. За один театральный сезон выпускается по пять-шесть премьерных спектаклей, ежегодные гастроли, поездки, участие в театральных форумах – все это является неотъемлемой частью жизни большого коллектива.

Репертуар театра на сегодняшний день насчитывает около тридцати постановок по башкирской, российской и зарубежной литературе - это Мустай Карим, Баязит Бикбай, Флорид Буляков, Туфан Миннулин, Нажиб Асанбаев, Чингиз Айтматов, Раффи Шарт, Надежда Птушкина, Нурлан Абдыкадыров, Карло Гольдони, Проспер Мериме, Кен Кизи и многие другие

В целевых культурных поисках современных новых театральных форм и трактовок на сцену Башкирского академического активно привлекаются немало отечественных и зарубежных мастеров- режиссеры из других театров страны и мира. В разные театральные сезоны работали и работают Мусалим Кульбаев, Рустам Хакимов, Азат Зиганшин и Ильнур Муллабаев (Башкортостан), Ильдар Гилязев(Москва), Нурлан Абдыкадыров (Киргизия), Фарит Бикчентаев (Татарстан), Борис Манджиев (Калмыкия), Сюзанна Ооржак (Тыва), Стефани Лойк (Франция), Линас Зайкаускас (Литва).

Характерное для народной драмы эпическое начало свойственно многим спектаклям театра им. М.Гафури, в котором преобладает национальная драматургия. Театр можно назвать «хроникером башкирской истории», он представляет на сцене события недавнего, по историческим меркам, и далекого прошлого башкирского народа. Восторженность и признание зрителей вызывают такие спектакли как «Урал-батыр» (башкирский эпос), драма А.Атнабаева «Дети мои», романтическая музыкальная драма М.Бурангулова «Шауракэй», музыкальная комедия «Кодаса» Б.Бикбая. Один из глубоко философичных и вневременных своим эстетическим совершенством заданных тем — спектакль «Затмение» по повести М.Карима, который вошел в золотой фонд башкирской литературы и театра, к потенциалу которого обращается не один талантливый режиссер, трактуя неисчерпаемое произведение все глубже и ярче.

Неизменным в творческой деятельности академического театра драмы имени Мажита Гафури остается верность классическим традициям башкирского сценического искусства, умело совмещенными с основами русской театральной школы, поиск новых художественно-эстетических путей в театральном искусстве. Достойное место в репертуаре имеют спектакли по произведениям русских писателей - «Бесприданница» А.Островского, «В сегодняшний, так сказать день…» А.Чехова, «Эх, люди, милые люди...» по рассказам В.Шукшина, Со сцены башкирского театра современно и пронзительно звучат постановки по зарубежным произведениям: комедия Р.Шарта «Мою жену зовут Морис», психологический триллер К.Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», современная притча Р.Вальсера «Институт Бенжамента», монодрама «Цыпленок из букваря» А.Кивиряхка.

Если трагедия являет нам высоты духа и философского мировосприятия, то в центре мелодрамы всегда стоит человек и его чувства, и именно мелодрама касается самых потаенных струн человеческой натуры. БАТД им.М.Гафури обращается к мелодраме как социальной драме романтического стиля: Т.Миннуллина «Мулла» (эпизоды из деревенской жизни), «Хыялый» С.Абузара, «Цена счастья» Х.Мударисовой, мелоромантическая трагедия И.Юмагулова «Нэркэс». В репертуаре театра немало комедий, которые развлекают, поучая и укрепляя самодостаточность зрителя: Ф.Булякова «Море мечты», Н.Гаитбаева «Любви все возрасты покорны» и т.д.

Почти целый век башкирский академический театр служит башкирскому народу, служит идеалам добра, любви, утверждая высокие нравственные ценности, вносит значительный вклад, гармонично вплетаясь в общее развитие театрального искусства Российской Федерации.

За неполное столетие БГАТД им. М.Гафури превратилась в народную сокровищницу, в котором хранится и язык и культура, и традиции, объединяя народ, бережет и развивает национальный дух.

Труппа театра насчитывает 55 актеров.

Художественный руководитель театра Олег Ханов.

В 2014-2015 гг. театр вступил в 95-й театральный сезон.

В декабре 2014 года БАТД им.М.Гафури исполняется 95 лет со дня образования.

Наиболее яркие даты в творческом развитии театра:

в 1966 году трагедия «В ночь лунного затмения» получила высокую оценку, ее создатели народный поэт Башкортостана М. Карим, режиссер Ш. Муртазина, художник Г. Имашева и исполнитель главной роли З. Бикбулатова удостоены Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского;

в 1967 году актриса Р. Хисамова за исполнение роли Нэркес в спектакле «Нэркес» по пьесе И. Юмагулова награждена дипломом I степени на Российском смотре драматических спектаклей в Москве;

в 1969 году Башкирское книжное издательство «УФА» выпускает книгу-альбом С.С Саитова, в котором театровед впервые определил исторически точные даты развития театра в республике и посвятил персональные страницы с фотографиями художественным руководителям, режиссерам и актерам;

в 1970 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Башкирский государственный академический театр драмы награжден орденом Трудового Красного Знамени;

от 22 июля 1971 года Постановлением Совета Министров СССР Башкирскому ордена Трудового Красного Знамени академическому театру драмы присвоено имя Мажита Гафури;

в 1971-81 годы под художественным руководством Л.Валиева (1935-1992) ставится спектакль Н.Асанбаева «Красный Паша» в постановке Л.Валиева;

в 1976 году трагедия «Не бросай огонь, Прометей!» народного поэта Башкортостана, Лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда Мустая Карима была удостоена Диплома I степени III Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театрального искусства народов СССР, проходившего в Ленинграде (режиссер-постановщик Р. Исрафилов);

1981-1996 гг. связаны с именем режиссера Рифката Исрафилова, который работал в тесном творческом союзе с художником Т.Г. Еникеевым и композитором Р. Хасановым. Р.Исрафилова можно назвать продолжателем той яркой плеяды талантливых режиссеров БАГТД им.М.Гафури, которые с истоков зарождения театра и по настоящее время стояли у руля идейно-духовного театрального искусства башкирского народа. В эти годы яркой страницей театральной летописи являются спектакли в постановке талантливого башкирского режиссера Р.Исрафилова («И судьба - не судьба» М.Карима, «Неотосланные письма» Г.Котой, «Галия» Т.Тагиров, «Три сестры» А.Чехов);

в 1982 году музыкальная драма «Голубая шаль» К. Тинчурина (режиссер-постановщик Р. Исрафилов) была награждена Дипломом I степени на IV Всероссийском смотре драматургии и театрального искусства народов СССР, проходившем в Ленинграде;

в 1984 году актриса театра Н. Ирсаева была награждена серебряной медалью имени А.Д. Попова МК СССР за созданные образы патриотически сильных духом героинь и в то же время удивительно лиричных спектаклях: Айсылу («Лунные вечера Айсылу» И. Абдуллин), Ильгиза («Матери ждут сыновей» А. Мирзагитов), Галия ( «Галия» Т. Тагиров);

в 1985 году коллектив Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури в рамках Всероссийского просмотра театрального искусства, посвященного 40-летию Победы, показал в Ленинграде спектакль «Галия» по одноименной повести Тагира Тагирова (автор инсценировки и режиссер Р. Исрафилов);

в 1986 году театр участвовал в Х Международном фестивале драматических театров, который прошел в столице Сирийской Арабской Республики — Дамаске с 8 по 22 ноября, со спектаклем «Красный паша» Н. Асанбаева и «Похищение девушки» М. Карима;

в 1988 году театр спектаклем Азата Абдуллина «Последний патриарх» участвовал во Всероссийском фестивале театрального искусства, посвященном 200-летию со дня рождения М.С. Щепкина (г. Белгород);

в 1991 году на I Международном театральном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури участвовал со спектаклем Ф. Булякова «Вознесись, мой тулпар!». Актриса Эльвира Юнысова удостоена Приза «За лучшую женскую роль»;

в 1992 году коллектив БАТД им. М. Гафури в рамках «Лучшие спектакли национальных трупп» показал в Москве спектакль М. Карима «В ночь лунного затмения»;

в 1993 году театр участвовал спектаклем Ф. Булякова «Любишь — не любишь» в республиканском фестивале «Театральная весна» в г. Салавате, где актриса Зинира Атнабаева удостоена призом «За лучшую женскую роль» и Дипломом I cтепени;

в 1994 году театр участвовал в республиканском фестивале «Театральная весна» в г. Стерлитамаке со спектаклем Ф. Кромеллинка «Великодушный рогоносец», режиссер Р. Исрафилов. Спектакль завоевал Гран-при фестиваля;

в 1995 году республиканском фестивале «Театральная весна» (г. Салават) спектакль «Бибинур, ах, Бибинур!» (Ф.Буляков, Р.Исрафилов) был удостоен Гран-при;

в 1996 году на II фестивале театров тюркоязычных народов «Туганлык» спектакль «Бибинур, ах, Бибинур!» получил Гран-при;

в 1996 году спектаклю режиссера - постановщика Р.Исрафилова «Бибинур, ах, Бибинур!» (Ф. Буляков) присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (режиссер-постановщик Исрафилов Р.В., художник-постановщик Еникеев Т.Г., автор пьесы Буляков Ф.М., Ханов О.З. - исполнитель главной роли);

в 1996– 1997 годы театром руководит Народная артистка СССР Г.Мубарякова. В эти непростые годы для страны важно было сохранить театр.

в 1997 – 2000 годы художественным руководителем становится Народный артист Республики Башкортостан А.Надыргулов;

в 1998 году комедия «Любви все возрасты покорны» по пьесе Н.Гаитбаева (режиссеры Р.Барлыбаева, А.Надыргулов) на территориальном фестивале тюркских народов «Науруз» удостоен премии «Приз зрительских симпатий»;

в 2000 году на фестивале театров тюркоязычных народов «Туганлык» был показан спектакль «Страна Айгуль» по пьесе М. Карима, где актриса Алсу Галина получила «Приз зрительских симпатий»;

в 2000 году, после незначительного пожара, театр обретает обновленный вид. Проявляя большую заботу и понимая необходимость дополнительной поддержки, Президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов 5 февраля 2001 года подписал Указ «О Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури». В 2001 году Указом Президента РБ М.Рахимова утверждена многофункциональная дирекция театра: генеральным директором назначена заместитель министра культуры РБ Гульдар Муратова, директором по основной деятельности — Хурматулла Утяшев. В театре работают приглашенные по контракту режиссеры : И.Гиляжев, Н.Абдыкадыров, Б.Манджиев Ф.Бикчентаев, М.Рабинович, П.Шеин и др.;

в 2002 году театр участвовал в театральном фестивале тюркских народов «Науруз» со спектаклем «Последнее море Чингисхана», автор и режиссер-постановщик Н. Абдыкадыров, Номинации «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» были вручены сразу двум актерам театра - заслуженной артиске РБ Гузель Маликовой и заслуженному актеру РБ Ильфату Юмагулову;

в 2003 году в г. Бишкек (Республика Кыргызстан) прошел Международный фестиваль «АРТ-ОРДО», где БАТД им. М. Гафури участвовал со спектаклем «Последнее море Чингисхана» и «Колыбель желаний», спектакли были отмечены в следующих номинациях: «За лучшую режиссуру» - автор и режиссер притчи «Колыбель желаний» Н. Абдыкадыров, «За лучшую мужскую роль» - Х. Утяшев, заслуженный артист России, народный артист РБ, лауреат премии им. С. Юлаева (за роль Темуджина в спектакле «Последнее море Чингисхана» по пьесе Н. Абдыкадырова);

в 2004 году на Международном театральном фестивале «Простор-театр» (Турция, Стамбул) БАТД им. М. Гафури участвовал со спектаклем «Нэркес» (по пьесе Ильшата Юмагулова);

в 2004 году театр со спектаклем «Аттила» (Г. Шафиков) и «Колыбель желаний» (Н. Абдыкадыров) участвовал в республике Марий Эл (г. Йошкар Ола) на Международном Электронном фестивале театрального этно-арта «Кугу-сорта» (Большая свеча). Завоевал II место;

в 2004 году (с 15 по 20 сентября) к 85-летию театра прошли юбилейные гастроли театра в Москве;

в декабре 2004 года отметили 85-летний юбилей Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури.

В юбилейный сезон театра был выпущен книга-альбом «Путь театра» - «Театр юлы» на русском и башкирском языках. Автором, заведующей кафедрой истории и теории искусства Уфимской государственной академии искусств, кандидатом искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусства РБ С. Кусимовой, обозначены вехи исторического пути театра. Книга стала результатом многолетнего труда, охватывает 85-летнюю хронологическую творческую историю театра, с описанием и осмыслением исторически-значимых событий развития национального театрально-декорационного искусства;

в 2005 году на очередном Международном театральном фестивале «Простор-театр» (Турция, Стамбул) БАТД им. М. Гафури участвовал со спектаклем «Последний из рода Гэйне» (по пьесе Артура Идельбаева), режиссер этих спектаклей Ильдар Гилязев. Призовые места не определялись (Фестиваль Олимпиада);

в 2005 году театр участвовал на VIII международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз-2005» со спектаклем «Долгое-долгое детство» Режиссер спектакля Айрат Абушахманов удостоен диплома «За режиссерский дебют»;

в 2005 году со спектаклем «Последнее море Чингисхана» (автор и режиссер Н. Абдыкадыров) театр участвовал на Фестивале «Желанный берег», который прошел в Улан-Удэ (Бурятия);

в 2005 года художественным руководителем театра становится главный режиссер Айрат Абушахманов.

в 2006 году театр вновь побывал в Турции, в рамках Дней культуры Башкортостана в Турции была показана музыкальная комедия «Кодаса» (Б. Бикбай, З. Исмагилов, режиссер А.Абушахманов);

в 2006 году на должность директора назначен заслуженный работник культуры РБ, заслуженный деятель искусств РБ, Почетный кинематографист России Р.А. Исмагилов;

в 2006 году в декабре театр принял участие на I Всероссийском конкурсе. В рамках фестиваля прошел конкурс спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма, любви к Родине, организованный по инициативе Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. В России на патриотическую тематику конкурс такого масштаба проводился впервые. Музыкально-романтическая драма "Последний из рода Гэйне" по пьесе Артура Идельбаева оказалась одной из самых ярких на Всероссийском театральном фестивале и принесла победу Башкирскому государственному академическому театру драмы имени Мажита Гафури. Спектакль "Последний из рода Гэйне" занял третье место на этом престижном конкурсе, получив диплом лауреата III степени. Интересно, что тогда на фестивале на первом месте оказался Калмыкский республиканский ТЮЗ (Калмыкия, Элиста) со спектаклем "Израненная судьба" по произведению нашего земляка, народного писателя Башкортостана, драматурга Нажиба Асанбаева. В те дни в Башкирском драмтеатре проходил юбилей Асанбаева: драматургу исполнилось 85лет. Актеры Башдрамтеатра с гордостью говорили, что получили целых три награды: спектакль не только занял третье место в фестивале, но и получил специальный приз "За лучшую сценографию", которым был награжден замечательный художник-оформитель Фархат Ихсанов;

в сентябре 2006 года в Уфе прошел IV Международный театральный фестиваль «Туганлык». К IV Международному фестивалю тюркоязычных театров «Туганлык» была приурочена премьера спектакля «Урал батыр» Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури – театральная версия башкирского эпоса в инсценировке Газима Шафикова. Впервые в истории театра это сложнейшее произведение народного творчества было воплощено на драматической сцене. Внеконкурсный спектакль «Урал батыр» был показан в день открытия фестиваля. В конкурсной программе фестиваля Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури представил спектакль: «Полет над гнездом кукушки». На конкурсе Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури стал победителем по трем главным номинациям: «Лучший спектакль» – за спектакль «Полет над гнездом кукушки» (К.Кизи), «Лучшая работа режиссера» – режиссер Айрат Абушахманов за постановку спектакля «Полет над гнездом кукушки», «Лучшая мужская роль» – заслуженный артист РФ, народный артист РБ, лауреат Республиканской Премии им. Салавата Юлаева Хурматулла Утяшев за роль Мак Мерфи в спектакле «Полет над гнездом кукушки»;

в 2006 году накануне Международного дня театра (27 марта) сообщество журналистов, освещающих театральную жизнь, призванного определять наиболее яркие режиссерские и актерские работы, опубликовало рейтинг лучших театральных работ «Пресса-2006» и вручило молодому режиссеру А.Абушахманову специальный приз «Против течения»;

8 ноября 2007 года открылась малая сцена театра;

в 2008 году в Издательстве печати им. З. Биишевой (г.Уфа) выпустило книгу-альбом с мемуарными записями актрисы театра Зиниры Атнабаевой. Книга посвящена 50-летию выпуска «гитисовцев», целого поколения актеров - выпускников знаменитой башкирской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского (1959 — 2009гг.);

в апреле 2009 года коллектив со спектаклем «Шауракэй» (М. Бурангулов, режиссер А.Абушахманов) участвовал на II Международном фестивале театров «Тысяча дыханий и один голос» (г. Конья, Турция);

3 июня 2009 года – участие на Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» (Казань) со спектаклем «Грешно ли любить?» по пьесе Т. Миннулина, режиссер А.Абушахманов;

19 октября 2009 года коллектив со спектаклем «Пролетая над гнездом кукушки» (К.Кизи, режиссер А.Абушахманов) участвовал на Международном театральном фестивале «Панорама», который прошел в Минске (Белоруссия):

в 2010 году по итогам очередного рейтинга сообщество журналистов опубликовало рейтинг лучших театральных работ «Пресса-2010». Подавляющим большинством голосов независимого сообщества журналистов в номинации «Лучшая женская роль» победителем стала актриса Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Эльвира Юнусова — за роль Энид Поллак в спектакле «Good morning, Enid!» по пьесе Вуди Аллена «Парящая лампочка» (режиссер Наркас Искандарова, Москва). Урал Аминев отмечен Призом «Памяти артиста Юрия Терешкина» за роль Пола Поллака в выше названном спектакле Башкирского академического театра;

в 2010 году в рамках “Дней культуры и науки Башкортостана в Турции” БГАТД показал спектакль “Ахметзаки Валиди Туган”;

в 2010 году спектакль БАТД им. М. Гафури «Мастер и Подмастерье» (сказание З.Биишевой, режиссер А.Янбеков) стал лауреатом Российской Национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «За пластическое обаяние спектакля»;

в 2009 году Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури отметил свое 90-летие;

в 2010 году в рамках "Дней культуры и науки Башкортостана в Турции” показал спектакль "Ахметзаки Валиди Туган”;

в 2011 со спектаклем «Ахметзаки Валиди Тоган» театр принял участие на Международном театральном фестивале «Тысяча дыханий и один голос», который проходил в городе Конья (Турция);

в 2012 году художественным руководителем театра становится Заслуженный артист РФ (1987), РБ (1983), лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (1986), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1995), лауреат премии им. А. Яблочкиной в номинации «Лучшая мужская роль» (1995), лауреат премии «Оренбургская лира» (2003, 2012), профессор, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (2005) О.З. Ханов;

в 2012 году участие на V Международном фестивале тюркоязычных стран «Туганлык» со спектаклем «В ночь лунного затмения» (М.Карим). Режиссер А.Абушахманов стал победителем в номинации «Лучшая режиссерская работа»:

с 2012 года в БГАТД им. М Гафури режиссерами являются А.Абушахманов и И.Казакбаев ( дипломный спектакль « EXPERIMENT»);

премьера 2012 года спектакль «Царь Эдип» (Софокл, Искандэр Сакаев)

стал участником V Международном театральном фестивале «Гостиный двор» (2013 г.);

премьера 2013 года спектакль «Белый пароход» (Ч.Айтматов, инсценировщики театральной версии Л.Зайкаускас, О.Ханов, режиссер Л.Зайкаускас) стал участником культурно-экономического проекта «Дни Башкортостан в республике Казахстан»;

премьера 2013 года мюзикл «Мактымсылыу, Абляй и Кара юрга» (Т.Гарипова, О.Ханов) стал участником культурно-экономического проекта «Дни Башкортостан в республике Казахстан»; принял участие на I Фестиваля Поволжья (Оренбург, 2014 г.) где стал обладателем «Приза зрительских симпатий»;

премьера 2013 года моноспектакль «Цыпленок из букваря» (А.Кивиряхк, режиссер Л.Зайкаускас, в главной роли народный артист РБ А.Амиров) принял участие на II Международном фестивале «Арт-соло» (Северная Осетия, Владикавказ, 2013 г. ), на XV Международном фестивале «Мельпомена Таврии» (Украина, 2013 г.), на Международном фестивале моноспектаклей в Литве (. г. Паневежис, 2014 г); на Международном театральном фестивале «Молодой театр» в г. Петрозаводске, Республики Карелия (2014г);

с 8 по 12 октября 2014 года на юбилейных гастролях БГАТД им.М.Гафури в г.Москве на сцене Московского театра «Сатирикон» были показаны спектакли «Шауракэй» (М. Бурангулов, режиссер А.Абушахманов), «Белый пароход» (Ч.Айтматов, инсценировщики театральной версии Л.Зайкаускас, О.Ханов, режиссер Л.Зайкаускас), «Черноликие» (М.Гафури, инсценировка Ш.Гильмановой, А.Абушахманова), «Царь Эдип»(Софокл, Искандэр Сакаев), «Мактымсылыу, Абляй и Кара юрга» (Т.Гарипова, О.Ханов):

спектакль режиссера и автора инсценировки А. Абушахманова «РУДИ – NEVER OFF…» принял участие на V Международном театральном фестивале стран Центральной Азии, в г. Актау ( октябрь, 2014)

История театральной летописи продолжается...