Актриса. Народная артистка БАССР, заслуженная артистка РСФСР. Юсупова Бедер Ахметовна родилась 21 декабря 1901 года в городке Орск Орского уезда Оренбургской губернии. В 1915 году она кончает учительские курсы в родном городке и начинает преподавать в орской монгольской школе. В период с 1919 по 1929 годы учительствовала в школах Башкирской республики и работала в различных подразделениях Башкирского народного комиссариата просвещения.
С 1926 года и до конца жизни она работала актрисой в труппе 1-го Башкирского государственного театра (академического театра драмы им. М. Гафури). Выступала на эстраде, радио и телевидении с исполнением кубаиров, башкирских народных танцев и песен.
В музее Башкирского академического театра сохранилась уникальная афиша. Она извещает: “Орск. 1918 г. 6 февраля во вторник, в помещении общественного собрания драматическая секция устраивает вечер. Будет показана пьеса “Сельский праздник”. В одном акте. Автор местный – Мирхайдар Файзи. В роли Магруфкамал играет Люси…”
Скромницей, спрятавшейся за псевдонимом “Люси”, была шестнадцатилетняя Бэдер Юсупова, будущая выдающаяся актриса башкирского советского театра. Дебют прошел удачно, и вскоре она сыграла заглавную роль в мелодраме “Галиябану”, которая была посвящена ей.
Нет никакой возможности перечислить сотни образов, воплощенных Юсуповой с тех пор, как она вместе с Г.Ушановым и рядом других деятелей башкирского театра организовала труппу в красноармейских частях, а затем вошла в коллектив созданного в Стерлитамаке национального театра. Но живой струей в ее творчестве проходит ряд ролей, рассказывающих о становлении новой жизни. Юсуповой всегда были близки лирически взволнованные образы советских женщин, на сложными судьбами которых – судьбы революции, судьбы родины. От Любови Яровой и Ульмасбики (“Сакмар”) до Кашкадамовой (“Семья”), Елены Кошевой и цикла ролей в современной башкирской драме можно проследить ты особенность искусства актрисы, которая тонко и ярко вскрывала поэтическую основу характера нового человека, его звание народной правды, его готовность биться за эту правду. И, безусловно, следует сказать об общественно активности, гражданском пафосе творчества Юсуповой, видевшей в театре высокую публицистическую трибуну.
Б.А.Юсупова была награждена орденом “Знак Почета”, медалями СССР.
Ее именем названа премия Союза театральных деятелей республики «За лучшую женскую роль», ежегодно присуждаемая за творческие достижения в области театра. Уфимский Дом актера, что находится на перекрестке улиц Пушкина и Театральной, с 2002 года носит ее имя. Остановка транспорта также стала называться «Дом актера имени Бэдэр Юсуповой».
Театральные работы:
Галиябану (“Галиябану” М. Файзи)
Магруфкамал (“Праздник в деревне” М. Файзи)
Амина (“Салават” В. Муртазина-Иманского)
Елизавета (“Карагул” Д. Юлтыя)
Танхылу (“Ашкадар” М. Бурангулова)
Анна Андреевна (“Ревизор” Н. В. Гоголя)
Кручинина (“Без вины виноватые” А. Н. Островского)
Огудалова (“Бесприданница” А. Н. Островского)
Эмилия (“Отелло” У. Шекспира)
Леди Мильфорд (“Коварство и любовь” Ф. Шиллера)
Елена (“Профессор Мамлок” Ф.Вольфа)
Лушка (“Поднятая целина” М. Шолохова)
Ульмасбика (“Хакмар” С. Мифтахова)
Кубра (“Кахым-турэ, или 1812 год” Б. Бикбая)
Елена Кошевая (“Молодая гвардия” А. Фадеева)
Масрура (“Черноликие” М. Гафури)
Сарби (“Башмачки” Х. Ибрагимова)
Шамсинур (“Он вернулся” А. Атнабаева)