Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
ЮБИЛЕЙ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ БАШКОРТОСТАНА ТАНЗИЛИ ХИСАМОВОЙ

ЮБИЛЕЙ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ БАШКОРТОСТАНА ТАНЗИЛИ ХИСАМОВОЙ

4 апреля празднует свою величественную дату – 75-летие, актриса Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури Танзиля Хисамова.

Хисамова Танзиля Динисламовна родилась в с. Сайраново Ишимбайского района РБ. После окончания Уфимского училища искусств (1966 г.) работает в Башкирском академическом театре драмы им. М.Гафури (с перерывами).

Первые ее роли: Люба («Крепостные», А.Ульянинского по Н.С.Лескову), Нэркес («Нэркес», И.Юмагулова), Сагадат («Сын солдата», А.Мирзагитова), Салима («Шункар», А.Атнабаева), Варвара  («Наследство» А.Сафронова), Надя, Полина («Трибунал», А.Макаенка), Служанка («Их четверо», Г.Запольской), Люба («Жили бы как люди», Н.Терентьева), Сильва («Ходжа Насретдин», Н.Исанбета), Ишбикэ («Шумбай», К.Мэргена), Зиляйлюк («Затейник», Р.Сафина), Тансулпан («Тансулпан», К.Даяна) и др. Зрители с первых ролей полюбили актрису, таланту которой подвластны самые разноплановые роли: лирические, драматические, острохарактерные и комедийные. В названных ролях и затем в последующих работах Танзили Хисамовой,  определились главные особенности творчества Т.Хисамовой – верность как культуре и традициям башкирского народного искусства, так и приверженность русской психологической школе, утверждение нравственно-эстетических идеалов и принципов гражданского самосознания: Сарра («Иванов» А.П.Чехова),  Кафия («Долгое-долгое детство» по повести М.Карима), Айна («Дуга с колокольчиками» Н.Наджми), Асия («Башкирская свадьба» М.Бурангулова), Мать («Камикадзе» Ф.Булякова), Гульниса  («Райса+Файзи» Н.Асанбаева), Эльвира («Среда, среда» Т.Миннуллина) и др. Благодаря природному самобытному таланту, способности к импровизации, актриса органично перешла к ролям возрастного плана, мастерски исполнила такие роли, как: Янсылу в спектакле «Эх, невеста, невестушка!» Х.Зарипова, Балбикэ – «Любви все возрасты покорны» Н.Гаитбаева, Аксылу – «Дочь степей» А.Ягафаровой, Жиган – «Башмачки» Х.Ибрагимова, Туганай – «Сэсэны» И.Юмагулова, Фануза – «Однажды в санатории…» Н.Гаитбаева. Они ярко свидетельствуют о широком творческом диапазоне актрисы, вбирающем в себя как трагедийные, драматические роли, так и фарсово-комедийные. Среди последних успешных работ Т.Хисамовой выделяются роли Матери в мелодраме Х.Мударисовой «Цена счастья», Бабки в спектакле «Белый пароход» по повести Ч.Айтматова, Гильми в драме «Черноликие» по повести М.Гафури. Актриса мастерски выстраивает даже второстепенные образы, выводя их на уровень центральных. Про ее образ несчастной старухи Зумрат в спектакле «Нэркес» И.Юмагулова в прессе писали: «Из глубины сцены возникает горбунья Зумрат – образ красавиц, похищенных в наложницы, но не сломленных, поющих родные напевы и мечтающих вернутся на Родину, к любимым. Голос Зумрат созвучен ветрам, плачу ребенка, волчьему вою, пропитан такой тоской и печалью, что выворачивают душу наизнанку…».

Из недавних работ, самой сильной и эпической по звучанию является роль Упырихи в спектакле «Зулейха открывает глаза» по роману Г.Яхиной (инсц. Я.Пулинович, режиссер А.Абушахманов). Данная постановка имеет ошеломительный успех, театр со спектаклем объехал десятки городов России, участвовал в престижных фестивалях. Критики отмечают, что Упыриха Т.Хисамовой поражает психологической глубиной и силой сценического воплощения, объемной, яркой лепкой характера, смелостью красок. Российские театроведы об этой роли актрисы пишут: «И вот уже Упыриха (Танзиля Хисамова) — это не просто свекровь, это ведьма верхнего мира Юха, принявшая человеческий облик»; «Призраком бродит по сцене Упыриха Т.Хисамовой. Жуткий образ, как будто сделанный из серой пыли…».

Т.Хисамова имеет и свою фильмографию, в 2000 и 2001 гг. снималась в фильмах ГТРК «Башкортостан»: «Медаль» и «Дочь Луны» (сериал). Актриса увлекается поэтическим творчеством, в журнале «Шонкар» публиковались ее лирические стихотворения.