ВАЛИ ГАЛИМОВ (Валиахмет Гирфанутдинович) (1908-1994)
Общественность республики отмечает в 2018 году отметила 110 – летие со дня рождения одного из основателей и организаторов Башкирского национального театра, талантливого актера, режиссера, педагога, драматурга, заслуженного артиста Российской Федерации и народного артиста Республики Башкортостан Валиахмета Гирфановича Галимова.
1908 г. – родился в д. Сатламышево Высокогорского района Республики Татарстан.
1930 г. – окончил театральное отделение техникума искусств в Уфе (класс В. Г. Муртазина-Иманского, М. А. Магадеева, Х. Г. Бухарского; 1-й выпуск).
С 1935 вел педагогическую деятельность (в техникуме искусств, позднее в театральном училище, Уфа).
В 1937 году был назначен режиссером-постановщиком.
1940 г. – присвоено звание “Заслуженный артист Башкирской АССР”.
В 1942–1948 и 1956–1971 гг. возглавлял Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури в качестве художественного руководителя и главного режиссера.
1944 г. – присвоено звание “Народный артист Башкирской АССР”.
1949 г. – присвоено звание “Заслуженный артист РСФСР”.
1955 г. присвоено звание “Народный артист РСФСР”.
В 1971–1982 годах работал режиссером по дублированию фильмов на башкирский язык в Уфимском отделении Казанской студии кинохроники.
Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени (1955, 1967, 1971).
Его творческая судьба – это живое отражение истории Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури. Интеллигентный, всесторонне одаренный, он был неординарной личностью. Вспоминая о его творческом наследии, мы мысленно возвращаемся к тем годам, когда ослепительно засверкали в поставленных им спектаклях Арслан Мубаряков, Зайтуна Бикбулатова, Хусаин Кудашев, Рагида Янбулатова, Рим Сыртланов, Гималетдин Мингажев, Тансылу Карамышева, Бэдер Юсупова, Газим Тукаев и многие другие.
Лебединой песней Вали Галимова, как утверждают специалисты, была трагедия В. Гюго «Мария Тюдор».
*****************************************************************************************************
Из воспоминаний актрисы Дариги Файзуллиной (супруга режиссера, блестящая исполнительница многих ролей в поставленных им спектаклях): “Я безмерно благодарна судьбе за то, что мне довелось жить и работать в одно время с плеядой ярчайших звезд – творцов башкирского искусства, которые, не побоюсь сказать, появляются лишь раз в сто лет. В их числе был Вали Галимов. К сожалению, я в меньшей степени знаю актерские работы мужа, поскольку они относятся к более раннему периоду его творчества. Мне пришлось работать с Галимовым – режиссером…
Он был очень требователен к актерам, как и к самому себе. Во время работы над очередным спектаклем не терпел никаких разговоров, перешептываний, хождений, мешавших творческому процессу. Помню, как – то во время одной из репетиций мы весело болтали с Анисой Дильмухаметовой. И вдруг чувствуем: в зале установилась напряженная тишина. Поднимаем головы – у Галимова в глазах горечь и досада. Затем последовало очень краткое: «Вон отсюда!». Хотя по натуре был тонким и деликатным, он мог быть и резким, когда дело касалось творчества.
От нас он многого требовал. И это было совершенно справедливо. Но никогда не давил на актера, всячески приветствовал творческие начинания, радовался удачам. Он, как никто, умел слушать актера, ставить перед ним задачу, организовать его. У него был удивительный дар общения. Он понимал, как для актера важно, чтобы в него поверили. От этого словно вырастают крылья, и человек начинает с удивлением узнавать, что оказывается, многое может.
Многоплановый актер и талантливый режиссер Валиахмет Гирфанович был тонким психологом и работал необычайно много, заражая своей энергией и других.
Помню, еще до постановки «Власти тьмы» Льва Толстого, он проделал титаническую предварительную работу: целыми днями пропадал в библиотеке, искал и находил материал о писателе. Изучал, анализировал, сопоставлял. И так с каждым спектаклем.
Успешно инсценировал он произведения многих авторов: «Черноликие» (М.Гафури), «Куштиряк» (Д.Исламова по роману «Щедрая земля»), «Черные цветы» (С.Ямала), «Бездна» (О.Кемаля) ставились на сценах республики.
Валиахмет Гирфанович часто бывал первым слушателем и постановщиком пьес многих башкирских драматургов, их советчиком и редактором рукописей. Порой из сырого материала помогал автору сотворить интересную пьесу.
Двери нашего дома всегда были открыты для деятелей искусства и литературы. Завсегдатаями домашнего «Клуба» В.Галимова были А.Мубаряков, Р.Сыртланов, Г.Тукаев, А.Мирзагитов, И.Абдуллин и многие другие.
Каким он был в семье? Добрым, может быть, слишком мягким отцом, баловал детей и любил с ними играть. Видимо, люди творческие дольше других сохраняют в душе свои воспоминания о детстве и привычки и не умеют стареть. Во всяком случае, я никогда не ощущала возрастной разницы между нами.
Вали Гирфанович прекрасно разбирался в людях, был снисходителен к их слабостям, отнюдь не по социальной принадлежности, как делают это некоторые.
Я всегда поражалась тому, как это в нем, далеко не богатырского сложения человеке такая большая душа, вмещавшая целый мир…”
***************************************************************************************************
Вали Галимов – автор более десяти пьес и инсценировок произведений башкирских писателей. В числе последних – драма “Черноликие” по одноименной повести Гафури, написанная совместно с Г. Амири.
Актерские работы Вали Галимова:
Яго («Отелло», У. Шекспир)
Лжедмитрий («Борис Годунов», А. С. Пушкин)
Фердинанд («Коварство и любовь», Ф. Шиллер)
Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гогол)
Незнамов («Без вины виноватые», А. Н. Островский)
Базаргул («Башкирская свадьба», М. Бурангулов)
Франц Моор («Разбойники», Ф. Шиллер)
Жадов («Доходное место», А. Островский)
Стефан («Под каштанами Праги», К. Симонов)
Гата («Семья Аллана», Г. Мухтаров)
Ахмет («Хакмар», С.Мифтахова)
Нагульнов («Поднятая целина», по М. Шолохову)
Павел Корчагин («Как закалялась сталь», по Н. Островскому)
Гарпагон («Скупой», Ж. Б. Мольер)
Подколесин («Женитьба», Н. Гоголь)
Володя Ульянов («Семья», И. Попов) и др.
Режиссерские работы Вали Галимова:
«Черноликие» (по М. Гафури, 1938)
«Герои» (по роману А. Фадеева «Молодая гвардия», 1947)
«Похищение девушки» (М. Карим, 1958)
«Третья патетическая» (Н. Погодин, 1959)
«Мария Тюдор» (В. Гюго)
«Нашествие» (Л. Леонов)
«Власть тьмы» (Л. Н. Толстой)
«Салават Юлаев» (Б. Бикбай)
«Кахым-турэ, или 1812 год» (Б. Бикбай)
«Идукай и Мурадым» (М. Бурангулов)
«Карагол» (Д. Юлтый)