Актер, режиссер, народный артист БАССР.

Гиният Ушанов родился 5 мая 1894 года в деревне Шадигай Орского уезда Оренбургской губернии, место деревни ныне находится на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан. С 12 лет он начинает работать на золотых приисках. Вскоре умирает отец, и Гиният становится старшим в семье. В 1916 году его призывают в армию. Февральскую революцию он встречает в окопах русско-германской войны, горячо поддерживает новую власть, становится красноармейцем. Между боями Гиният поднимает дух соратников вдохновенной игрой на курае, организовывает концерты и спектакли.

Сценическая деятельность Г.Г.Ушанова началась в армейских театральных объединениях в годы гражданской войны. Вскоре он выдвинулся как блестящий музыкант (кураист) и танцовщик, пользовавшийся огромной популярностью у зрителя красноармейского театра.  Исследователи отмечают, что большую роль в его дальнейшей судьбе сыграло знакомство с драматургом Мирхайдаром Файзи, который жил тогда в деревне Юлук, что близ Баймака. Гиният Ушанов организовывает самодеятельные спектакли и с успехом выступает с ними в ближайших деревнях. В декабре 1919 года его приглашают в труппу 1-го Башкирского государственного театра в Стерлитамаке. Одновременно он занимался в театральной студии при художественном отделении Башнаркомпроса.

Самобытная артистическая индивидуальность Гинията Ушанова проявилась во многих сферах театрального искусства. Как режиссер он поднялся от первых простеньких разведок («Первый театр» Г.Камала) до художественного руководства большим творческим коллективом: несколько лет Ушанов возглавлял Баймакский театр.

Однако глубокая доброжелательность, какую питал к нему башкирский зритель, была вызвана несомненно ярким и глубоким актерским дарованием энтузиаста национальной сцены. Высокой оценки достойно комедийное искусство Ушанова – актера. Живая простонародная фактура образа, изобретательная мизансцена, меткий разоблачительный смех под маской простака отличали его лучшие комедийные роли, как, к примеру, Гумер в комедии «Зятек».

Но подлинные творческие победы одерживал актер в лирико-героическом репертуаре. С именем Гинията Ушанова связаны мятежные герои Салават, Карагул, Хлопуша, Гайса-Карасакал, в которых исполнитель щедро вкладывал свой личный революционный энтузиазм, свои классовые ощущения.

С Башкирским театром драмы Гиният Ушанов был связан до последних дней жизни, став носителем эстетики башкирского фольклора, привнеся в профессиональный театр самобытные и яркие элементы народного творчества. Он сыграл запоминающиеся и сложные роли Юмагула («Ашкадар»), Ярмухамета «Степняк Яркей», Айсуака («Невестка Шаура») в драмах Мухаметши Бурангулова, в исторической драме «Салават-батыр» Абдулкадыра Инана, Сагита Мрясова и Валиуллы Муртазина-Иманского, одним из первых воссоздав образ национального героя на театральной сцене. В работах актера в те годы преобладало лирико-романтическое направление.

Позже Гиният Ушанов с огромным успехом играл комедийные и сатирические роли в пьесах национального и классического репертуара. Он создал блестящие образы Вафы и Низами («Башмачки» и «Зятек» Хабибуллы Ибрагимова), Муртазы («Тансулпан» Кадыра Даяна), Карандышева и Непутевого («Бесприданница» и «На бойком месте» Александра Островского), персонажей пьес Шекспира, Шиллера, Гоголя, Чехова.

Гиният Ушанов проявил себя и как талантливый режиссер. В разные годы им было поставлено более 20 спектаклей на сцене Башдрамтеатра и Баймакского колхозно-совхозного театра. Среди них драмы и пьесы Мухаметши Бурангулова, Мирхайдара Файзи, Галиаскара Камала, Петра Невежина, Даута Юлтыя, Карима Идельгужина.

Многие годы Гиният Габдуллович концертировал как кураист и танцовщик. В его концертах особое место занимали отрывки из пьес, фрагменты фольклорных произведений. Много он сделал для сбора этнографического реквизита Башдрамтеатра.

В 1936 году Баймакский колхозно-совхозный театр добился грандиозного успеха на проведенной в Москве Всесоюзной олимпиаде. Театр показал драмы Афзала Тагирова «Алатау» и Даута Юлтыя «Карагул», в режиссуре которых участвовал Гиният Ушанов, и занял второе место, поразив московских зрителей и жюри.

В середине 30-х годов прошлого столетия Гиният Ушанов, находясь в Баймаке, впервые в истории народной музыки организовал квартет кураистов, куда кроме него вошли Хамит Ахметов, Гата Сулейманов и Султан Ибрагимов, получивший широкое признание зрителей. В 1941 году Гиният Габдуллович был очень близок к созданию курая из деревянного шпона, но осуществиться его замыслам помешала война. В те далекие годы он мечтал об использовании курая в качестве основного инструмента в симфоническом оркестре.

Творчество Гинията Габдулловича стало эталоном и для знаменитого Файзи Гаскарова, которому актер помогал создавать ансамбль, раскрывая сокровенные секреты народного танца.

За большой вклад в развитие башкирской культуры Гинияту Ушанову были присвоены почетные звания народного и заслуженного артиста Башкирской АССР. В 1945 году артист сильно простыл, находясь в командировке по сбору реквизита для постановки спектакля «Салават», и заболел тяжелым воспалением легких. После этой болезни он уже не смог поправиться и умер 5 марта 1947 года, похоронен в Уфе.

Улицы в Казани, селах Аскарово и Халилово Абзелиловского района носят имя выдающегося артиста. На здании дома культуры в Халилово установлена мемориальная доска в память о Гинияте Ушанове.

Дети Гинията Габдулловича также нашли свой путь в искусстве. Его дочь Лилия стала известной балериной. Талантливым танцовщиком и педагогом был Юлай Ушанов.

 

В.Романов (“Башинформ”)

Добавить комментарий