ИЗ РОДА ПЕВЦОВ И КУРАИСТОВ

Богата талантами баймакская земля. Здесь, где зауральские степные просторы встречаются с восточными отрогами древнего Уральского хребта, в этом песенном и легендарном краю, выросли многие деятели башкирской национальной культуры. Баймак во все времена был и остается одним из хранителей самобытной народной культуры башкир, уходящей своими корнями в седую глубину тысячелетий.


Эта благодатная земля и стала истоком творчества известного башкирского кураиста, певца и актера, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Башкирской АССР Гаты ЗулькафиловичаСулейманова.
С малых лет рос Гата Сулейманов в атмосфере той самобытной культуры, которую рождает народная песня, музыка. Родился он 15 июня 1912 года в деревне 1-е Туркменево Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район РБ). В деревне были еще живы тогда предания о славном народном музыканте-курайсы Пешем Махмуте, уроженце этих мест. Всюду — на вечерах и свадьбах, — народных праздниках непременно звучал курай. Такова была в те времена миссия кураиста! Считалось совершенно недостаточным даже мастерское владение инструментом и богатство репертуара. Каждый исполнитель в равной мере обязан был знать и уметь пересказывать историю народных мелодий. С рассказов и преданий старины, легших в основу песни и мелодии, начинались выступления и на состязаниях певцов, и музыкантов, устраиваемых ежегодно на весенних праздниках йыйын. Так воскрешалось в памяти все новых и новых поколений героическое и прекрасное в истории предков, ставшее народной песней.


В семь лет взял в руки курай Гата Сулейманов. Вскоре среди сверстников он становится признанным кураистом. Им, деревенским мальчишкам, целыми днями пасшим коз на склонах окрестных гор, это занятие было поистине источником радости и вдохновения.


Однажды по деревне прокатился слух: «Едут артисты!» Впервые в Туркменево ждали Гималетдина Мингажева, Гинията Ушакова, Валиуллу Муртазина, Амина Зубаирова — в будущем это выдающиеся актеры Башкирского театра. Гата Сулейманов был безмерно рад тому, что ему представилась возможность сыграть на курае перед дорогими гостями. Послушали его с искренним удовольствием, а перед отъездом настойчиво повосветовали поехать в Уфу, чтобы поступать «учиться на артиста».


И вскоре, в 1927 году, пятнадцатилетний юноша отправляется в столицу республики. На вступительных экзаменах в Башкирский государственный театральный техникум выручает любимый инструмент курай. Вернее, проникновенное исполнение юношей башкирских народных мелодий перетягивает чашу весов при обсуждении вопроса, и комиссия, несмотря на слабую подготовку по школьным дисциплинам, единогласно решает принять его в техникум. Всего лишь два года пробыл в нем Гата. Но и за это короткое время успел он увидеть, ощутить очень много в культурной жизни Уфы. Здесь он принимает участие в спектаклях «Башкирская свадьба», «Акшан-батыр» и других, постановка которых была осуществлена чащимися техникума. В эти же годы ему посчастливилось выступить на сцене вместе с великим кураистом Юмабаем  Исянбаевым, популярными народными исполнителями на курае Гиниятом Ушаковым и Хамитом Ахметовым.


В 1929 году он возвращается в родную деревню. Становится членом колхоза «Тюяляс», организованного при его непосредственном участии. В горячем круговороте колхозных дел находит время и для приобщения земляков к искусству. В деревне создается драматический кружок, молодежь выступает со спектаклями, организует концерты. В те годы во время народных праздников кураиста Сулейманова часто можно было видеть на состязаниях народных певцов и музыкантов района. Но он отнюдь не просто участник этих соревнований, которые были тогда сами по себе зрелищем прекрасным. Для него народные праздники — это и место учебы, возможность приобщения к истокам духовной культуры родного Зауралья. Он слушает, запоминает все новые и новые для него песни и мелодии, обогащая свою память, расширяя кругозор певца и музыканта.


В 1936 году Гату направляют на учебу в башкирскую студию при Московской консерватории имени П.И.Чайковского. В стенах этого прославленного учебного заведения под руководством выдающихся педагогов он проходит подготовку по вокалу. А через четыре года возвращается в Уфу и в качестве солиста Башкирского государственного театра оперы и балета начинает жизнь профессионального артиста. На сцене театра он создает целый ряд колоритных образов в первых башкирских национальных операх. Это партии Хаубана и Масим-ханаАкбузат» Н. Чемберджи), Хидията и АлекаяАйхылу» М. Валеева и Н. Шейко), АсфанаАшкадар» А. Эйхенвальда»).
Более тридцати лет своей жизни посвятил ГатаСулейманов театральному искусству. Особенно плодотворные периоды его творчества приходятся на те годы, когда он работает в ордена Трудового Красного Знамени Башкирском государственном академическом театре драмы. С 1948 по 1971 год, будучи одним из ведущих актеров этого театрального коллектива, Сулейманов исполнил более ста ролей в спектаклях по пьесам башкирских драматургов, русской и мировой классики. Именно здесь в полную силу раскрылся его талант актера. Приход сюда многогранного и своеобразного актера, певца, кураиста встретили с удовлетворением как творческий коллектив, так и зрители, ибо песня и музыка являлись в те годы неизменным компонентом большинства спектаклей башкирского национального драматического театра. Интересны в связи с этим воспоминания известного артиста Насретдина Сыртланова: «В 1948 году, когда Гату Сулейманова перевели из оперного в драматический театр и вместе с ним пришли к нам молодые силы, коллектив наш значительно окреп. Ибо до этого мы испытывали трудности при постановке музыкальных пьес из-за нехватки певцов и кураистов. И с той поры на сцене театра по-новому зазвучали спектакли «Карлугас», «Башмагым», «Галиябану», «Тансулпан».


Помню, как мы ставили спектакль «Карагул» по пьесе классика башкирской литературы ДаутаЮлтыя. Гата играл в нем заглавную роль — народного батыра Карагула, мне поручили роль Ишмырзы — кантона. Спектакль был создан по-новому, завоевал широкий успех. Этому способствовала и песни, и мелодии курая, которые по ходу развития сюжета мастерски исполнялись молодым еще тогда Сулеймановым.


Мне выпала возможность играть вместе с Сулеймановым и в «Черноликих», в «Ходже Насретдине» и в других спектаклях. Во всех этих постановках Гата, создав самые различные образы, показал себя разносторонне талантливым мастером сцены».


В пятидесятые годы на сцене Башкирского академического театра была осуществлена постановка комедии Myстая Карима «Похищение девушки». Сулейманов создал в ней колоритный образ старика Ажмагула. Здесь особенно ярко проявилась гдубокая народность творчества артиста. В эти же годы начал свою новую сценическую жизнь спектакль «Зимогоры» по пьесе Сагита Мифтахова. «Зимогоры» были воссозданы на уровне лучших постановок академического театра. Сулейманов выступил в них в роли Кудряша и внес весомую лепту в успех спектакля.
Годы работы в академическом театре драмы заняли особое место в творческой биографии ГатыЗулькафиловича. Он активно занимался общественной работой, снискал к себе уважение и как горячий пропагандист башкирского искусства, народной башкирской песни и музыки. В театре в течение нескольких лет он возглавляет первичную партийную организацию, его выбирают депутатом в районный Совет народных депутатов. Во время гастролей ему вместе с коллективом театра приходится бывать в самых отдаленных селениях, поселках и городах республики и всего Южного Урала. И из каждой поездки он привозит в Уфу новые, не записанные ранее народные песни, мелодии, легенды, многие из которых постепенно включает в свой репертуар.


Песня и курай — вот две составляющие башкирской культуры, в которые внес неоценимый вклад Гата Сулейманов своим поистине подвижническим творческим трудом. Этому важнейшему направлению творчества он оставался верен всегда, продолжив традиции легендарныхнародных музыкантов-кураистов. Усвоив лучшие исполнительские приемы Юмабая Исянбаева, Гинията Ушакова, Хамита Ахметова и других, Сулейманов своей исполнительской, собирательской и исследовательской деятельностью, без всякого преувеличения, поднял на новую ступень мировую славу башкирского народного инструмента курая и народной музыки башкир.


Мелодия курая звучала в его исполнении во многих концах России и многих стран за рубежом. В 1947 и 1953 годах кураист Сулейманов был участником 1-го (1947) и 4-го (1953) Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В составе советской делегации культуры в 1955 году побывал в Индии. Слушатели, ценители музыки этой страны древнейшей цивилизации высоко оценилибашкирский курай.


Гата Сулейманов хорошо известен и своими исследовательскими трудами, посвященными этому уникальному народному инструменту. Его книги «Уроки песни и музыки» и «Курай» стали настольным пособием для многих любителей музыки. Кроме того, он подготовил учебник для классов курая детских музыкальных школ республики. По нему ведется обучение детей музыкальной грамоте в них на башкирском языке. В книгу включено около 300 башкирских народных песен и произведений композиторов. Он составил также учебник для классов курая музыкальных училищ. В него были включены арии из опер, народные мелодии, песни и романсы композиторов для игры на курае в сопровождении фортепиано.


Эти труды возникли как итог неустанной деятельности Сулейманова-педагога на поприще подготовки национальных кадров кураистов. В течение десяти лет, после выхода на пенсию, он преподавал на отделении духовых инструментов Уфимского  училища искусств. Большие усилия приложил Гата Зулькафилович для открытия этого отделения, внес большой вклад в дело успешного его функционирования.


Неоценима роль Гаты Сулейманова в развитии искусства курая среди самодеятельных исполнителей столицыформировались как самобытные творческие коллективы организованные им ансамбли кураистов при Уфимском училище искусств, Башкирском сельскохозяйственном институте (ныне Башкирский аграрный университет). Курай занял ведущее место в самодеятельном творчестве, выросли сотни молодых кураистов из народа. Этот древний национальный инструмент поднят в наше время до уровня неповторимого явления башкирской культуры.


Всего лишь несколько слов о Гате Сулейманове — собирателе башкирского фольклора. На страницах газеты «Совет Башкортостаны» в 1960—1970-е годы им опубликовано несколько десятков легенд, связанных с историей народных песен и мелодий. В репертуаре самого певца и кураиста насчитывалось более двухсот фольклорных произведений башкирского народа. Да, именно более 200 народных мелодий на курае записаны им на магнитофонную ленту. Многие из них вошли в фонды Башкирского радио и телевидения. Своеобразны в исполнении Сулейманова башкирские народные песни «Аслаев», «Аргужа», «Махисаруар», «Круглое озеро» и др. Он стал одним из первых исполнителей уникальной народной исторической песни башкир, дошедшей до нас со времен Крестьянской войны 1773-1775 годов — «Оло юл», или «Марш Пугачева». Выпущенные большими тиражами в записях на грампластинках, эти песни и мелодии стали достоянием многих тысяч слушателей. За высокое исполнительское мастерство и активную пропаганду башкирского национального музыкального инструмента курая в 1971 году Сулейманову была присуждена Республиканская премия Башкирской АССР имени Салавата Юлаева. Заслуги Гаты Зулькафиловича в развитии башкирской культуры отмечены высокой правительственной наградой—орденом«ЗнакПочета».


Умер Г. З. Сулейманов 25 июня 1988 года в возрасте 76 лет. В Уфе на доме по улице Октябрьской революции, где жил знаменитый артист и кураист, установлена мемориальная доска. В деревне 1-е Туркменево Баймакского района открыт музей Гаты Сулейманова. Впрочем, знаменита эта деревня и тем, что здесь, на горе Тугажман, установлен единственный в мире памятник кураю. Сооружен он по инициативе известного самодеятельного художника МидхатаБайназарова. Это та самая гора поблизости от 1-го Туркменево, где в детские и юношеские годы пас коз маленький Гата Сулейманов и играл на курае, взобравшись на самую ее вершину.

 

Рашит Шакур

Добавить комментарий