Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]
СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ — СУДЬБА НАРОДНАЯ

СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ — СУДЬБА НАРОДНАЯ

ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЬЕСА МУСТАЯ КАРИМА «В НОЧЬ ЛУННОГО ЗАТМЕНИЯ» –

50 ЛЕТ НА СЦЕНЕ

 

«…У меня было большое желание написать пьесу о жизни людей, в сущности, о жизни человека, который живет страстной жизнью, но он раб неписанных законов, традиций, и в результате, его жизнь становится лишенной больших страстей. Рабство внешнее давно исключено, но рабство души существует и в пьесе я протестую против этого рабства…»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       М.Карим

 

В марте 2014 года исполняется 50-лет со дня премьеры трагедии М. Карима «В ночь лунного затмения». Впервые пьеса была поставлена на сцене Башкирского академического театра драмы в 1964 году. Это стало значительным событием в республике. В 1967 году М.Кариму и создателям трагедии режиссеру Ш.Муртазиной, художнику Г.Имашевой, исполнительнице главной роли Танкабики З.Бикбулатовой была присуждена Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского.

Успех трагедии был во многом предопределен творческим потенциалом постановочного и исполнительного состава Башкирского драматического театра. Такие личности как Ш.Муртазина, Г.Имашева, З.Букбулатова, А.Мубаряков, Г. Тукаев и многие другие представляли собой опытный и мощный состав театральных деятелей старшего поколения того времени.

Сегодня, по прошествии пятидесяти лет, трагедия «В ночь лунного затмения» стала одним из прекрасных и далеких эпизодов летописи истории башкирского сценического искусства. Пятьдесят лет назад удивительно мастерски, художественно выверено была создана трагедия «В ночь лунного затмения» режиссером Ш.Муртазиной и художником Г.Имашевой, и, – как сказал римский писатель Петроний: «большому кораблю — большое плавание», – сегодня можно говорить об исторической важности трагедии М.Карима для всего башкирского искусства.

Трагедия, насыщенная палитрой живописных эпизодов привольного башкирского кочевья, с реалистичной философией вековых исторических глубин, где гнетущая атмосфера фанатизма сводит на нет любую гуманистическую идею является сегодня «одним из ключевых постановок Башкирского театра, которая вывела национальную драматургию на уровень универсального мирового контекста и театр оказался в русле самых высоких достижений современного сценического искусства. И здесь нужно отметить главную заслугу и безусловное достижение театра — это то, что создателям удалось достичь талантливого соответствия с великой пьесой»*.

В 1964 году спектакль Башкирского академического театра был первым сценическим прочтением трагедии. Трагедия неисчерпаемая своей глубинной философией и высокой степенью заложенных в художественную структуру произведения возможных интерпретаций изначально диктовало богатое разнообразие сценических трактовок.

В 1974 году народным артистом РФ, лауреатом Государственной премии РФ, заслуженным деятелем искусств РФ Р.Исрафиловым на сцене Башкирского драматического театра был восстановлен спектакль режиссера Ш.Муртазиной «В ночь лунного затмения».

В 1992 году режиссером Р. Исрафиловым, при сотрудничестве с художником Т.Еникеевым и композитором Р. Хасановым, на сцене Башкирского государственного театра драмы была поставлена собственная режиссерская версия трагедии М.Карима «В ночь лунного затмения» с участием артистов – Гюлли Мубарякова (Танкабика), Тансулпан Бабичева (Шафак), Хурматулла Үтяшев (Акъегет), Шаура Дильмухаметова (Зубаржат), Шамил Рахматуллин (Дивана), Загир Валитов (Дервиш). Спектакль имел большой успех. В том же году коллектив БАТД им. М. Гафури показал трагедию М. Карима в рамках общероссийского смотра «Лучшие спектакли национальных трупп» (Москва).

В настоящее время можно говорить о четвертом актерском поколении, которое обращается к трагедии М.Карима. В 2011 году к новой современной трактовке трагедии М.Карима обратился талантливый режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат премии им. Дамира Сиразиева МК Республики Татарстан (Фонда «Жиен») Айрат Абушахманов (видео, художник-осветитель А.Акилов, художник-постановщик В.Чувина (Санкт-Петербург), композитор И. Яхин).

Трагедия М.Карима «Затмение» в новой трактовке оставляет в глубоком философском потрясении. Век, описанный в пьесе, дремуч и страшен своими установленными законами. Главная героиня, однажды переступившая закон предков, в угоду обществу, ее законам губит собственных детей.

Глубоко символична речь героя Дивана: «…я видел, как на вершине скалы орлица выклевала глаза своим птенцам и взмахами огромных крыльев сбросила беззащитных птенцов из гнезда и они падали со скалы в пропасть, ударяясь об каменные выступы… Почему орлица погубила собственных птенцов ?!?»

В пьесе нет второстепенных образов, все образы ключевого формата.

Образ Дервиша потрясает крайностью своих духовных установок: был человеком глубоко верующим и, вдруг, увидев красавицу Шафак, обозлился на весь мир, перечеркнул всю свою жизнь и … превратился в дьявола.

Роли исполняют: Танкабика — народная артистка РБ С. Буранбаева, Дервиш – народный артист РБ А.Амиров, Дивана – У. Аминов, Акъегет – Р. Хайсаров, Шафак – М.Сираева, Зубаржат – Л.Галина.

В 2012 году БАТД им.М.Гафури принял участие на V Международном фестивале тюркоязычных стран «Туганлык» со спектаклем «Затмение», где режиссер А.Абушахманов стал победителем в номинации «Лучшая режиссерская работа».

В 2013 году на XI международном фестивале «Навруз» спектакль А.Абушахманова «Затмение» стал достойным участником среди тюркоязычных театров (Татарстан, Чувашия, Саха-Якутия, Казахстан, Хакасия, Алтай, Тыва, Азербайджан, Киргизия). По единодушному признанию театральной критики, этот спектакль достоин пристального внимания, и что в этой работе удачно сошлось: неординарное мышление режиссера, мастерство актеров, сценография и музыка, что обеспечило не только признание профессионалов, но и интерес литературно-театральной общественности».

Трагедия «В ночь лунного затмения» М.Карима также с большим успехом ставилась на сцене многих театров Башкортостана и России: Сибайский башкирский драматический театр (1966г., режиссер Р.Аюпов), Салаватский башкирский драматический театр (1977г., режиссер В.Сайфуллин), Туймазинский татарский государственный театр (1998г., режиссер Ф.Касимова), Стерлитамакский русский государственный театр (1999г., режиссер М.Кулбаев), Татарский государственный им. Г.Камала, театр Моссовета, Московский театр им.А.С.Пушкина, Литовский государственный театр, Узбекский государственный театр драмы и мн.др.

С 1971 по 1976 годы композитор М.Ахметов пишет балет “В ночь лунного затмения” по трагедии М.Карима, которая вскоре была поставлена на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. После премьеры в прессе были отмечены как оригинальность работы балетмейстера-постановщика, так и яркость, драматизм, эмоциональная убедительность музыки композитора – современной и в то же время очень близкой образно и интонационно почвенной национальной башкирской музыке.

В 1978 году в Свердловской киностудии режиссером Б.Халзановым был снят художественный фильм «В ночь лунного затмения».

За столетие существования БГАТД им. М.Гафури превратился в народную сокровищницу, в которой такие непреходящие спектакли как «В ночь лунного затмения» играют и историческую и духовную роль, хранят язык, культуру, традиции, развивают национальный дух, объединяя народ в единое целое.

«…Обозревая творческий путь драматурга М.Карима, отдавая должное значительности и важности каждого его этапа, каждого произведения в отдельности, все же нельзя не увидеть, что вершинной точкой этого долгого пути стала трагедия «В ночь лунного затмения». Она сыграла совершенно исключительную роль как в судьбе самого драматурга, так и башкирского театра, башкирской культуры в целом , – пишет театровед, профессор С.Г.Кусимова*, – став тем высшим критерием, на который ориентируется национальная сцена на протяжении уже более четырех десятилетий».

21 марта – золотая дата со дня постановки трагедии М.Карима «В ночь лунного затмения», которая написана в 1963 году и вошла в число лучших произведений отечественной драматургии второй половины ХХ века.