Что такое САМРАУ ?
Образ волшебной птицы присутствует в мифологии многих народов. В многочисленных трактовках образ символизирует посредника между земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому стремится каждый человек.
В башкирской мифологии царь высшего мира, вещая птица Самрау обитает на горе, поддерживающей небеса. Соответствует образу Симурга, которая первоначально появилась в иранских мифах, но позже ареалом обитания этого удивительного образа стала и тюркская традиция.
В башкирских эпических произведениях «Урал – батыр» и «Акбузат» Самрау изображается божеством с птичьим обликом. Птице подвластны небесный, надземный и подземный миры, где Самрау является верховным божеством в башкирском пантеоне. Солнце и Луна — его жёны, от брака с которыми у Самрау дочери — Хумай и Айхылу. Согласно эпосу, Урал – батыр побеждает царство змей и их царя Кахкаху, освобождая при этом из плена дочерей царя Самрау — Хумай и Айхылу.
Некоторые исследователи считают, что под именем Самрау в башкирской мифологии древние предки подразумевали само Небо. По утверждению других, «Солнечная страна Самрау» — это тот самый идеал справедливого общественного устройства, к которому стремится каждый народ. Этнографы говорят, что башкиры в «царстве Самрау» подразумевали всеобщий мир, достаток и согласие, некое идеальное политическое устроение общества. В стране Самрау все равноправны, никто никого не угнетает, не посягает на честь и достоинство другого, все трудятся на общее благо, никто не стремится разбогатеть, живут по законам братства, где каждый превыше всего ценит личную свободу, и готов положить за нее жизнь.
Самрау — символ бессмертия, справедливости.
Самрау- символ прекрасного.
Не случайно организаторы детской театрально-музыкальной студии выбрали для своей группы столь поэтическое название «Самрау» – имя чудесной птицы, которой подвластны подземный, земной и небесный миры. Ослепительной красоты, словно солнце, раз в году слетает она на землю. Она поёт свои чудесные песни и приносит людям счастье! Она покрыта золотом и глазурью, эта прекрасная голубая птица, клюв у неё золотой, а голубые, как небо, крылья, словно звездами, усыпаны алмазными искрами. Изогнутая дугою шейка переливается розовым и зелёным, а на маленькой круглой головке развевается пышный султан, сверкающий ярче, чем драгоценный камень рубин.
Самрау – образ красоты и вдохновения, которая вторит внутреннему миру творческих личностей. Чтобы сеять добро и красоту, приносить людям счастье – нужно найти этот источник в себе. В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.
В “Беседе птиц”, знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Самрау – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Самрау – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии и нашей детской студии выражение «увидеть Самрау” означает – осуществить мечту.
Положение
о детской театральной студии «Самрау»
при Башкирском государственном академическом театре драмы им. М.Гафури
1. Детская театральная студия «Самрау» организована
__________________________ на базе ГБУК и И БАТД им. М.Гафури
2. Руководитель: Ф.Р. Гарипов
4. Общие положения:
– Детская театральная студия «Самрау» – добровольное объединение детей и подростков, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности.
– Детская театральная студия «Самрау» действует на основании данного Положения о театральной студии и Устава ГБУКиИ БАТД им. М.Гафури.
5. Цели и задачи:
– Совершенствование системы эстетического воспитания и создание условий для реализации творческого потенциала, сохранения и приумножения нравственных, культурных, творческих традиций детей среднего, старшего школьного возраста.
– Формирование художественного и исполнительского мастерства актеров-любителей.
– Создание условий для включения детей в художественно – просветительскую, социально – значимую деятельность.
– Организация и совершенствование содержания досуга учащихся. Обеспечение необходимых условий для личностного развития – в атмосфере эмоциональной и психологической поддержки.
– Развитие коммуникативных навыков и выстраивание межличностных отношений;
– Развитие детского и юношеского театрального творчества, повышение роли театра в эстетическом воспитании детей, подростков.
– Сохранение и развитие культурного наследия и родного языка;
– Развитие творческого потенциала для поступлениия в театральный вуз, подготовка к поступлению.
6. Организация работы студии предусматривает:
– Самостоятельное планирование своей деятельности и определение перспектив ее развития.
– Проведение репетиций, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров, выступлений.
– Накопление материалов , отражающих работу студии.
– Организация образовательного процесса в студии регламентируется графиком проведения занятий. Количество групп определяется в зависимости от числа поступивших и условий для осуществления обучения.
– Занятия включают в себя ознакомление с историей искусств, процессами, происходящими в художественной самодеятельности, тенденциями развития отдельных жанров, обсуждение вопросов формирования репертуара. Участники в учебно – ознакомительных целях посещают музей, выставки, концерты, спектакли и т.д.
– Образовательный процесс включает в себя занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальному развитию, постановке голоса, вокалу, сценическому движению и танцу, психологические и психофизические актерские тренинги, игротехнике, подготовке костюмов и реквизита.
– Язык обучения – башкирский, русский.
– Детская театральная студия «Самрау» проводит занятия по адресу: г.Уфа, ул.З.Валиди,34, БГАТД им.М.Гафури.
– При зачислении в студию обучающийся и (или) его родители (лица, их заменяющие) имеют право познакомиться с данным Положением.
– Прием в студию осуществляется в течение всего учебного года на свободные (освободившиеся) места детей в возрасте 10-17 лет.
-Наполняемость групп на начало учебного года 10-16 человек.
-Продолжительность занятий 40-45минут, с перерывом 10 минут.
7. Источники финансирования деятельности студии:
– Вступительный взнос за занятия в студии.
– Выручка от проката репертуарных спектаклей театра.
-Добровольные, благотворительные пожертвования, спонсорские вклады и дары физических и юридических лиц;
– Сбор от продажи билетов на организуемые студией культурно – досуговые мероприятия
– Другие источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Руководство студией:
– Руководство студией осуществляет его руководитель, имеющий высшее образование и стаж работы по специальности.
-Руководитель координирует деятельность студии с руководством ГБУК и И БАТД им. М. Гафури.
9. Руководитель студии:
– ведет в студии регулярную учебно-воспитательную и творческую работу на основе утвержденного плана;
– готовит участие членов студии в фестивалях, смотрах, массовых мероприятиях;
– организует творческий показ работы студии, мастер-классы;
– представляет отчет о работе студии руководству ГБУК и И БАТД им. М.Гафури;
10. Права и обязанности членов студии:
-вносить на рассмотрение руководства предложения и участвовать в их реализации;
– стремиться к творческому росту;
– принимать участие в мероприятиях студии;
-пользоваться материальными ценностями студии в соответствии с установленным порядком;
– руководствоваться в своей деятельности данным Положением.
– в случае не посещения ребенком занятий более одного месяца без уважительных причин он может быть отчислен из числа обучающихся.
– не допускать использование деятельности в студии в корыстных целях;
– бережно относиться к материальным ценностям студии ГБУКиИ БАТД им. М.Гафури;
– строго соблюдать авторские права;
– поддерживать авторитет студии.