27 октября после просмотра премьеры нынешнего сезона Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури, спектакля «Антигона», состоялась встреча зрителей с исполнителями и авторами постановки. «От имени всего коллектива театра благодарю вас, неравнодушных к театру зрителей, что уделили время, остались после просмотра спектакля и поделились впечатлениями. Это чувство единения сцены и зрительного зала – дорогого стоит», – отметил художественный руководитель театра, исполнитель роли Креона Олег Ханов.
Собраться с мыслями сразу после спектакля было сложно, но люди, оставшиеся в зрительном зале, не скрывая свои эмоции, спешили делиться своими впечатлениями и мнениями по поводу постановки. Ниже приведем пару высказываний.
Рима Харисова, педагог УГИИ им.З.Исмагилова: «Для Башкирского академического театра этот спектакль – большой подарок. Лично от себя хочу выразить слова благодарности режиссеру спектакля: то удовольствие, которое я получила, тот посыл, который был со сцены, заставлял меня задумываться. Я считаю, что для молодых актеров это огромный подарок работать в этом спектакле. Поздравляю Лилию Галину, Гульмиру Исмагилову, мне импонирует работа Айнура Ситдикова. Крайне интересно было наблюдать за игрой Алсу Галиной и видеть ее в совершенно в другом качестве, совершенно удивительном, неузнаваемом перевоплощении. Неожиданно увидеть Ильсура Баимова – никогда его не видела в роли такого плана. Олег Закирович, вам благодарна за вашу работу. Персонаж Алмаса Амирова — проводник между мной сегодняшним и тем, что происходило много-много лет назад. Через вас мы проникаемся в историю, которая была когда-то давно, но она невероятно актуально звучит и сейчас. Проблема власти, человека у власти как оставаться человеком, будучи наделенным власти, действительно, очень актуально звучит и сейчас».
Зрительница: «Мне безумно понравился спектакль. Я благодарна Алмасу Амирову. После просмотра «Цыпленка из букваря» мы тоже остались на обсуждение спектакля. И артист пригласил нас на сегодняшнее мероприятие. Мне понравилось, что в зале много молодежи Я почувствовала, что это молодежный спектакль. Я обязательно приведу свою дочку. Я так рада, что эта молодая хрупкая, щупленькая Антигона уже тогда смогла сказать «нет». У нас сейчас много молодежи, не знаю, смогут ли и захотят ли сказать «нет». Артисты молодые молодцы! Плакала в нескольких местах. Я так рада, что в нашей башдраме состоялся такой спектакль».
Зритель: «Мне понравилась смещение времен: история, которая произошла тысяча лет назад, приближена к нашему зрителю. Сцена мне напомнила заседание каких-то современных корпораций, заседание директоров. Декорации напомнили небоскребы, не знаю, это ли закладывал автор или нет. По-моему, это история не о власти, это история о протесте, который шел в никуда».
Зрительница: «Мне хочется вспомнить слова Киплинга, что восток есть восток, запад есть запад. И вместе им не сойтись. В этом спектакле для меня сошлись восток и запад. Мы, наверное, больше восток. И на месте Креона выбрали бы племянницу, счастье своего сына… Запад, да, он более рационален. Он более основан на соблюдении законов. Креон вызывает у меня огромное сочувствие, потому что он мечется между долгом, исполнением этого долга и счастьем своего родного сына и жизнью племянницы. И в этом его трагедия. Самая трогательная и захватывающая сцена — это, когда он разговаривает племянницей. Мне не хватило слова Антигоны о любви. Она никогда не говорит о любви. Она не говорит, что любит Гемона, хотя, если бы любила, она поступила бы по-другому. Она никогда не говорит, что столько людей, которые рядом с ней, ее любят. Но я услышала это слово в речи Гемона, Креона, Исмены… Для меня эта история не борьба с властью, а некий такой максимализм юности, который сталкивается с мудростью. К сожалению, Антигону не смогли уговорить жить. Идея, ради чего она идет на смерть, для меня сегодняшней, кажется немного надуманной. Она идет на смерть не ради любви, не ради ребенка, не ради спасения страны… Кажется, что есть некая надуманность ее поступков. Поэтому сочувствуешь всем участникам этой трагедии и, прежде всего, Креону в исполнении Олега Ханова. Этот спектакль всех заставляет задуматься, наверное… Затронуты очень глубокие проблемы».
Ильмар Алмухаметов, генеральный директор БГТОиБ: «Девочка Антигона впервые в своей жизни, в короткой, маленькой, хочет поступить правильно. Семья Эдипа проклята. И это проклятие несут абсолютно все потомки. И маленькая Антигона хочет поступить правильно, она хочет пойти не против Богов, она хочет поступить как завещали Боги: похоронить своего брата, какой бы он ни был — плохой, хороший. Здесь возникает вилка выбора: идти так, как велит ее правильность или идти так, как велит общество, возглавляемое Креоном. Здесь режиссер ставит невыносимую для себя задачу, на мой взгляд, с которым справляется абсолютно блестяще. Я бы назвал этот спектакль «Антигона и Креон». Потому что он выводит двух сильных персонажей на сцену. И выводит Креона в страшной трагедии, которая называется одиночество во власти. Что опьяняет лучше вина? Женщина, лошадь, власть и война… Какой он делает выбор? Он делает выбор государственного уровня. Единственное, для меня хотелось трансформации сцены в финале. Креон говорит, что он любит чистоту и порядок. Художник привел этот сценографический прием, как Креон строит государство, которое разрушено. Все-таки за всей этой трагедией, он несет это тяжелое бремя, и хотелось, чтобы на сцене в финале появился порядок. Я благодарен, что в репертуаре театра появился тяжелый, мифический, философский материал, вами освоеный и внятно донесеннный до зрителя».
Дамир Габбасов, зритель: «Спектакль мне понравился, он вносит новизну в репертуар. Великолепная актерская работа Олега Ханова и Лилии Галиной. Я очень рад увидеть Ильсура Баимова на сцене. Есть актеры, которых мы видим очень редко на сцене Я как зритель молодого поколения, могу сказать, что легендарные роли Олега Закировича не видел, в башдрамтеатре видел только «Белый пароход», но он тоже редко ставится. Поэтому я очень рад видеть Олега Закировича на сцене».
Ляйсан Мазитова, ведущая телеканала «Тамыр»: «Будучи студенткой театрального факультета читала пьесу и думала, как же можно ставить эту пьесу на сцене. Мой башкирский мозг не мог понять и принять сюжет пьесы Ануя. И сегодня, увидев этот спектакль, была до глубины души тронута, аж голос дрожит… Спектакль произвел огромное впечатление. Я воспитываю шестнадцатилетнюю племянницу. Достаточно сложное поколение, которое все-таки говорит свое «нет», идет наперекор всему, доказывает свое. Поэтому постановка очень актуальная, очень интересная. К моему стыду, давно не ходила в театр, увидела в интернете трейлер «Антигоны» и решила, что обязательно надо посмотреть. После этого спектакля, я уверена, будем ходить сюда миллион раз».
Римма Губайдуллина, директор Республиканского политехнического лицея-интерната, г.Кумертау: «Сегодняшний спектакль для меня был новым и необычным, содержательным, образным и талантливым. Я всегда примериваюсь, могу ли я сюда привести своих детей, своих родителей. На этот спектакль привести и тех, и других».
Зритель: «Спектакль вызывает эмоции, заставляет говорить о нем. Смотрится на одном дыхании. Не скучно, не затянуто; все время ждешь чего-то. Хотя Хор говорит, что все заранее предопределено, что в трагедии все ясно, но все равно ждешь, что что-то сейчас произойдет, что-то ждешь, что же будет в итоге, какова будет развязка. Самая сильная сцена для меня – это разговор отца с сыном. Голос у меня дрожит, наверное, от того, что драма достигла своего результата…»
Следующий показ спектакля состоится 10 ноября 2016 года.