Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]
Скупая правда о «Скупом»

Скупая правда о «Скупом»

Башкирский театр драмы им. М.Гафури ставит «Скупого» Жана-Батиста Мольера. Для постановки приглашён успешный режиссёр из Санкт-Петербурга, любимец уфимской публики Искандер Сакаев. Декорации и костюмы придуманы главным художником театра Альбертом Нестеровым. Для исполнения заглавной роли, которую в своё время блистательно играл сам автор пьесы- великий Мольер – выбран колоритный, многомерный по таланту и неиссякающий по энергичности актёр театра — Хурматулла Утяшев.
Не скупитесь на посещения премьер! Будьте щедры в комплиментах новому спектаклю! На выходе в театре — мольеровский «Скупой»!

Четыре с половиной столетия — в фаворе! Не многие произведения могут похвастаться такой счастливой театральной судьбой. А «Скупой» Жана-Батиста Мольера — может. Образ скупого стал вечным спутником человечества. Комедия Мольера является типичной «комедией характеров»: условен сложный, запутанный сюжет, условны и сами герои пьесы — добронравные молодые люди, сметливые и преданные слуги. Перед нами известная абстракция в соответствии с принципами классического театра. Но она так мастерски оформлена, с таким умом преподнесена зрителю, что идея скупости, воплощённая в образе Гарпагона, становится вполне конкретной и зримой. Мольер изображает лишь одну — главенствующую – черту человеческого характера. Как отмечал Пушкин: «У Шекспира — Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера — Скупой скуп, и только». Скупой Мольера смешон и жалок. Он отвратителен, но не страшен. В этом его отличие от Шейлока Шекспира, от Гобсека Бальзака, от Скупого рыцаря Пушкина, от Плюшкина Гоголя… Все они возвели порок скупости на высоту величайшей человеческой трагедии, обнажили её мрачные, почти гротесковые черты. Гарпагон Мольера — прежде всего комедийный персонаж. Мольер показал смешную сторону порока, он заставил зрителя смеяться над ним. Гарпагона окружают хорошие, добрые, честные люди. Среди них и умный рассудительный юноша Валер, спасший дочь Гарпагона, влюбившийся в неё и ради своего чувства принявший неприглядную роль льстеца. Мольер мимоходом бросает примечательную мысль: «для того, чтобы покорять людей, нет лучшего пути, как подражать их поведению, следовать их правилам, восхищаться их недостатками и рукоплескать всему, что они делают. Нечего бояться, что в своих заискиваниях вы перейдёте границу. Пусть ваша игра заметна, – самые тонкие люди, если им льстить, становятся дураками…»