Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]

Галлям Саттаров родился 27 июля 1894 года в деревне Юрташ Мензелинского уезда Казанской губернии, позже Дубъязского района Татарской АССР, ныне поселок Юртыш Мемдельского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан. Рос и воспитывался в обычной крестьянской семье. В 1903-1906  годах Галлям учился в сельском медресе.

Галлям Саттарович Саттаров – сегодня один из тех деятелей башкирского советского сценического искусства, биографии которых совпадает с историей национального театра.

Он поступил на сцену в 1913 году, уже зрелым человеком, прошедшим многие тяжкие ступени подневольной жизни бедняка. Саттаров с ранних детских лет тянул лямку батрака, пастуха, коногона. Мальчика прилавка, железнодорожника, зарядчика газогенераторной печи.

Вплоть до Великой Октябрьской революции он прослужил в знаменитой труппе Ильяса Кудашева-Ашкадарского, от которой ведут свое лето исчисление татарский и башкирский театры. В годы гражданской войны Саттаров работал в красноармейском театре при политотделе Пятой армии, воспитавшем многих крупных деятелей сцены, чье творчество способствовало становлению башкирского советского театра. В 1922 году – в пору реорганизации театральных коллективов республики и консолидации сил сценического объединения, от которого тянется непрерывная линия истории Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, он возглавил работу по подготовке первого уфимского сезона национального театра. А впоследствии не раз возглавлял сценический коллектив в качестве его директора. Саттаров был в числе немногих актеров Башкирии, первыми получивших высшее специальное образование в Московском театральном институте. Наконец, энтузиаст театрального искусства четверть века вел занятия по мастерству актера, сценической речи, по ряду других специальных предметов в Уфимском училище искусств. На его глазах, при его участии сложился организм национального театра, вырабатывались высокие идейно-художественные принципы, реалистические традиции башкирского советского искусства.

«Башкиры с гордостью – и с полным основанием – называют свой театр детищем Октября›‚- писал Г.Саттаров в 1980 году в журнале ‹Советский театр». Тут же связывал художественные задачи родного театра с самыми конкретными проблемами дня – с социалистической реконструкцией промышленности и сельского хозяйства,  с культурной революцией в стране. Тем самым артист обозначил истоки собственного вдохновения, главную линию своего художественного творчества. Он всегда отстаивал горячую гражданственность сценической работы‚ видел в театре весомый и важный фактор общественной мысли, общественной жизни народа. Ясные идеологические цели партийного искусства были твердыми принципами собственного творчества артиста.

Сценическому стилю Саттарова была присуща художественная публицистика, он – мастер художественного чтения, участвовавший в 1043-х публичных концертах. Саттаров и в спектакле ценил меткое слово, точно выраженную мысль, ясную определенность характера. Характеры его героев оказывались постоянными и последовательными.

«…Свыше пятидесяти лет проработал я на сцене и сыграл около четырехсот разнохарактерных ролей. Старался создавать социально и национально правдивые, эмоционально насыщенные образы. Каждый из них – моя любовь, моя ненависть», – писал в дни 50-летия Башкирского академического театра Г.С.Саттаров в автобиографических заметках.

Эта высокая требовательность к себе всегда отличала Г.С.Саттарова и она – выражение глубокой совестливости, равно и всемерного сознания благородной общественной миссии советского артиста. Галлям Саттарович Саттаров с честью нес через свою большую жизнь обязывающее звание старейшины башкирского театра. Обращаясь с педагогической кафедры к трем-четырем поколениям молодых работников сцены, он внушал юношеству лучшие заветы социалистического театра.

С.Саитов

 

Добавить комментарий