Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури

Молодежная Газета Республики Башкортостан/22.02.2019/Премьеры в Уфе: «Белое облако Чингисхана». Взгляд профессионала.

Рецензию на долгожданную мощную премьеру БАДТ им. Мажита Гафури «Молодежка» попросила сегодня написать народную артистку РБ, актрису и режиссера НМТ Ольгу Мусину. Всегда ведь интересно узнать, что думают о новой постановке профессионалы, видящие и подмечающие все нюансы, порой недоступные глазу и пониманию не то что простых зрителей, но и журналистов.

Когда публично высказываешь своё мнение о работе коллег, то возникает закономерный вопрос- этично ли это? Сохранилось ещё, слава Богу, это понятие- этика. Долгой жизни ему. А когда при этом обсуждаешь работу своего художественного руководителя, да ещё в другом театре, да ещё в таком солидном и уважаемом, как БАДТ им. Мажита Гафури, да ещё делаешь это на всю читательскую аудиторию любимого издания – «Молодёжной газеты», то возникает риск обидеть кого-то всерьёз. Но в данном случае я могу позволить себе сделать это, потому что спектакль произвёл на меня очень хорошее впечатление.

Вообще, хочу подчеркнуть, что моё мнение- всего лишь моё мнение. Не более. К стыду своему признаюсь, что я не частый гость на премьерах своих коллег из других театров. Но работу Мусалима Кульбаева с другими артистами очень хотелось увидеть. Не всё же в своём соку вариться. Да и название «Белое облако Чингисхана» заинтриговало.

Первое, что хочется сказать-уровень солидности и профессионализма постановки соответствует профессионализму и солидности БАДТ. Удивительно, но сценографический минимализм не делал сцену пустой. Он делал её просторной. А за этим простором читались и бескрайние степи, и широкое пространство, в котором эмоции и мысли почти былинных героев этой истории звучали свободно и даже выпукло. Альберт Нестеров подтвердил свою репутацию обладателя Золотой маски. Огромный железный остов коня нёс важную смысловую нагрузку и был просто красив. Мне он казался бездушной машиной, скелетом прекрасного животного, у которого отобрали плоть, кровь и самую душу.

Такими же символичными были огромные знамёна войска Чингисхана, которые проносили воины во время действия под жёсткую и устрашающую музыку, написанную композитором Уралом Идельбаевом. Этого было достаточно, чтобы воображение дорисовало непобедимую армию великого завоевателя. И вдруг, с переменой освещения (удивительно тонкая профессиональная работа художника по свету Ильшата Саяхова) пространство менялось кардинально, становилось нежным и трогательным фоном для сцен любви молодых героев. Очень красиво и читаемо. Спектакль получился суровый и мужественный, а иногда пронзительно- трогательный.

Слегка преувеличенный грим делает ярко выраженные монгольские скулы на лицах героев, подчёркивая расовую принадлежность персонажей. Костюмы дают ощущение времени, отсутствие мелких деталей говорит о суровости характеров. Абсолютное попадание в цель по всей художественной части!

Весь спектакль мучил вопрос: кто же хореограф постановки? Но когда узнала, что пластическое решение принадлежит Ирине Филипповой, то всё встало на место. Когда движения предельно просты, но каждое выражает суть, когда каждая мизансцена «разговаривает» со зрителем, и просчитано воздействует на его душу – это почерк большого мастера.

Ну и, конечно, отдельный респект артистам. Умение выражать сильные переживания, мощные монологи, достоверное существование в высоких жанрах – фирменная фишка артистов Башкирского Академического театра, продолжение традиции великих мастеров прошлого.Трогательная пара молодых героев- Зилия Ситдикова и Артура Кабирова. Их любовь вызывает абсолютное доверие и сопереживание. Хорошая работа Урала Аминова в роли прорицателя. Вообще позавидовала крепкому молодому поколению театра.

Прекрасная Сара Буранбаева без тени сентиментальности и давления на жалость (а опасность эта есть в материале) провела сцену плача над оставшимся сиротой младенцем. Меня всегда поражает это внутреннее природное достоинство Сары, которым она окрашивает все свои роли, не отдаляющее её от зрителя, а подкупающее его.

Эльвира Юнусова была для меня совершенно другой – героиней древнегреческой трагедии или высеченной египетской царицей эпохи древнего царства. Актриса со скульптурной пластикой, со сдержанными, но яркими и точными красками.

Единственный персонаж, с трактовкой которого я бы поспорила, если бы имела право на это, а права этого я не имею, имею только личное мнение – это главный герой – Чингисхан. Когда же прочитала интервью с Хурматуллой Утяшевым, то поняла, что такая трактовка образа главного героя принципиальная и в этом случае с задачей, поставленной автором пьесы, режиссёром и самим себе актёр справился блестяще.

Сомневающийся Чингисхан? По моим представлениям масштаб личности этого завоевателя мира настолько огромен, а воздействие его на людей столь велико, что вряд ли найдётся вообще актёр с такой сногсшибающей энергетикой. Стал бы тиран, порабощающий народы, стирающий с лица земли целые поселения, рефлексировать по поводу убийства? Его соперник, персонаж Азамата Гафарова, смотрелся более суровым и воинственным. Но… Тогда и пьеса была бы другая. А в этой Хурматулла Утяшев с высоким профессионализмом воплотил Чингисхана, не чуждого простым человеческим порывам.

Очень понравились многие мизансцены спектакля, когда на босые ноги Зилии Ситдиковой, легко порхающей по сцене, надеваются грубые тяжёлые башмаки, как бы заземляя её…. Когда герой, обнимая возлюбленную, прикрывает её шинелью и они становятся единым целым….

Потрясающая финальная мизансцена, с летящими в облаках и ставшими после смерти свободными влюблёнными над головами убившего их, глядящего в небо войска под прелестную музыку Идельбаева.

Отдельное прекрасное впечатление – поклон в конце спектакля, закрепляющий ощущение выстроенности, отточенности и продуманности всего действа. Не смогу в рамках статьи перечислить всех достоинств спектакля.

В общем, браво, коллеги! Браво, Мусалим Георгиевич! Ведь всё, о чём я здесь написала – Вы! Ваша большая, искренняя и честная работа! С ПРЕМЬЕРОЙ! И долгой жизни Вашему спектаклю!

Ольга Мусина

Оригинал:

https://mgazeta.com/category/god-teatra/premery-v-ufe-beloe-oblako-chingiskhana-vzglyad-professionala/

Добавить комментарий