Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
Премьера: «Жанна. Дальше будет новый день»

Премьера: «Жанна. Дальше будет новый день»

1 и 10 апреля 2014 г. в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури состоится премьера – «Йәнем, иртәгә яңы көн тыуыр» / «Жанна. Дальше будет новый день» по пьесе Ярославы Пулинович.

Идут финальные репетиции в Большом зале театра. Удалось взять маленькое интервью у режиссера Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури А.А.Абушахманова.

– Айрат, скажите, по каким критериям была отобрана пьеса Пулинович?

– Не скажу, что в современной драматургии мало пьес, но пьес, где на самом деле есть современный герой, современный конфликт и, самое главное, мысль, идея, определяющая наше время, уже уходящее – очень мало. Передать глубокую историческую давность и настоящую современность, которая рассыпается на глазах, словно песок меж пальцев – одинаково творчески сложно, потому что и то и другое еле ощутимо витает в воздухе. Пулинович удалось талантливо, образно и четко уловить последние ключевые изменения уходящей эпохи, изменения, которые определяют уже начало следующей — таких авторов единицы.

– Скажите, образ главной героини Жанны, если сравнить с классическими героями, то какие аналогичные имена Вы назвали бы…

– Жанна д’Арк , Медея…

– Лэди Макбет – личности сильные, мужеподобные…

-Да, сильная женщина — это тенденция современного мира. Современная женщина, за плечами которой опыт исторического феминизма, сегодня вступает в новую для себя эру – она теряет истинное лицо и это исторический факт, который невозможно ни опровергнуть, ни изменить — это, знаете, как природное явление. Есть одно восточное изречение «Женщина теряет стыд, когда мужчина теряет себя». Мир бесповоротно изменился и изменилась женщина, мужчины вырождаются. Женщина и мужчина поменялись ролями. Мужчины обретают женские качества, женщины – мужские… Но все положительное что есть в женщине, в мужчине приобретает извращенный оттенок. И наоборот… Утрачиваются духовные ценности, потому что крушатся институты брака, семьи… Люди определяет на первом месте материальные блага и они легко отказываются от духовных… В спектакле сквозной темой проходит это борьба. Главная героиня Жанна – последняя из той эпохи 80-х, которая ищет, верит и борется за любовь. На смену приходят люди, которым легче и комфортно жить в одиночестве. Одиночество уже сегодня можно назвать пороком общества и, самое главное, любовь, как одна из главных духовных ценностей, утрачивает свой смысл.

– Ну, а стремление к счастью?

– Сильная женщина чаще всего – несчастная женщина. Сила женщины в ее женских качествах, в ее слабости. Счастливая женщина – женственна, ее сила в женском обаянии… Женщина, которая заявляет себя сильной — слаба духом, мало того она ранена не проходящей болью. И здесь, в пьесе, всю последующую жизнь героини определяет ее детство: пьяница отец выгнал их с матерью на улицу, она рано потеряла мать, работала с 13 лет… и предательство отца – первого мужчины, которого она любила, не оставляет ей возможности быть счастливой и впоследствии, она все время терпит предательство — рок, который врезался в ее душу незаживающей раной, но она всеми силами борется за счастье и приходит момент, когда она должна признать себя либо жертвой, либо бороться всеми аморальными средствами. Финал спектакля остается открытым: на что решится Жанна, что в ней пересилит – облагораживающая жертвенная любовь 80-х или современное бездушие с эфемерным ощущением полного счастья любой ценой…

– Жанна из поколения 80-х, в ее образе должно быть много положительного…

– Мне, лично, героиня Жанна импонирует тем, что в ней сильно желание любить, даже не желание, а потребность… Она еще понимает, что без духовности нет полноценного счастья. Человек переступивший духовность никогда не успокоится, душа всегда будет стремиться к духовному заполнению. Жанна пытается внести в современное общество другую модель женщины: она и бизнес-вумен, она и счастливая в любви женщина, но для современной женщины бизнес и любовь — вещи несовместимые. Жесткие правила бизнеса в женщине не оставляет место для истинного женского счастья, но у Жанны есть в сердце место для любви — в этом ее внутренний конфликт.

– Бытует мнение, что возникает трудность принятия зрителем современной драмы – то, что в современных текстах много людей, которых принято называть маргиналами (- человек,  стоящий вне своей социальной культуры, нации, культуры). В прошлом они никогда не стали бы объектом литературы – а теперь люди, которые, может быть, ничем и не интересны, становятся героями пьес. Что Вы об этом думаете?

– Отчасти согласен…

– Спасибо за интервью, Айрат! Удачной Вам премьеры!

– Спасибо!

                                                                                                                                         Беседовала Гульбану Ырысбаева
 
 

Жанна афиша