Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]
О премьере «КАХЫМ — ТУРЯ»

О премьере «КАХЫМ — ТУРЯ»

вечерняя уфа

Второе “Я” полковника Мурзашева  Второе "Я"  полковника Мурзашева

“Вечерка” уже рассказывала своим читателям о том, что в субботу, 21 февраля, в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоится премьера спектакля “Кахым-туря”, который ставит художественный руководитель БАТД Олег Ханов. В основу его легли пьеса Баязита Бикбая и драматургическая версия Хамита Иргалина.В состав творческой команды вошли также художник Альберт Нестеров, композитор Урал Идельбаев, балетмейстер Сулпан Аскарова. Заглавную роль играет народный артист Башкортостана Азамат Гафаров, у которого в этом спектакле есть особый партнер. (А даже далекий от творческой жизни человек ныне знает, что половина успеха, если не все, зависит в постановке от слаженности актерской работы, чувства ансамбля, от поддержки партнера.)
Итак, мы говорим сейчас о совсем еще маленьком мальчике – семилетнем уфимском первокласснике Ильназаре Ахметзянове из Башкирской гимназии № 20, который занимается в действующей при БАТД детской студии “Самрау”. Именно этого малыша выбрал Олег Закирович на роль, которая в программе обозначена словом “Дитя”. На самом же деле герой Ильназара – своего рода частица души Полковника Касима Мурзашева, второе “я” героя, посыл мыслей и чувств оного в грядущее… И грядущее это словно следит испытующим, пристальным взглядом за каждым поступком участника Отечественной войны 1812 года, чувствуя каждое движение сердца командующего башкирскими конными сотнями, каждый порыв этого красивого, с трагической судьбой человека…

НА СНИМКАХ: фрагмент репетиции – Ильназар Ахметзянов и Азамат Гафаров.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Роль личности в истории... Башкирского академического театра

– Олег Закирович, Вы бороду решили отпустить? Это связано с какой-нибудь новой ролью? Ханов, ладонью проведя по упомянутой “растительности”, разросшейся до такой степени, что не замечать ее уже просто неприлично, улыбается: – Нет, что Вы, какая роль! Плей-офф. Репетиционный процесс выходит на финишную прямую…– Стало быть, Вы хоккейный болельщик? – Да, и очень расстраиваюсь в нынешнем сезоне по поводу того, как играет “Салават Юлаев”. А что касается фразы про плей-офф… – Не нужно объяснять, Олег Закирович, – останавливаю я художественного руководителя Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. – Мне это ясно. “Кахым-туря”, вернее – работа над спектаклем вышла на решающий этап. И режиссер перестал бриться. В театре ведь свои суеверия……Ровно через десять дней, 21 февраля, в Башкирском академическом должна состояться премьера спектакля “Кахым-туря”, в основу коего легла судьба командира одного из башкирских полков, не щадивших себя в битвах Отечественной войны 1812 года и принявших участие в заграничных походах российской армии – в 1813-м и 1814-м. Но если быть точной, то режиссер Олег Ханов сосредоточил свое внимание на самом трагическом эпизоде в судьбе Касима (Кахыма) Мурзашева. (Кстати, в разных упоминаниях мы находим и другие варианты его фамилии, скажем, Мордашев.) Речь о том, что по существующей легенде, и это подтверждают фольклорные источники, например, пришедшая из начала XIX века песня “Кахым-туря”, молодой, решительный и для иных неудобный полковник был отравлен кем-то из представителей военной ставки императора Александра Первого…Впрочем, Ханова в большей степени интересует не то, что молва и память соплеменников донесли до наших дней о “начальнике”, “господине” (так, собственно, переводится на русский слово “туря”) Кахыме, а то, сколь ярко может проявиться талантливая, сильная натура в условиях, когда на защиту Отечества поднимается каждый, в том числе и сыновья и дочери Башкирии… А еще постановщика волнует вопрос, касающийся роли личности в истории – страны, народа… Именно поэтому известное сочинение Баязита Бикбая он соединил с драматургическим материалом историка Хамита Иргалина, который к тому же пишет пьесы. Олег Закирович, добавлю, тесно сотрудничал с Иргалиным, живя в Салавате, и даже поставил несколько спектаклей по его произведениям. В общем, архаичную пьесу Бикбая наш историк, умеющий мыслить драматическими образами и категориями, по просьбе худрука БАТД в каком-то смысле “оплодотворил” новыми веяниями и исследованиями, связанными с биографией полковника Мурзашева, и насытил ее мыслями человека нынешней эпохи, с иных позиций взглянувшего на дела давно минувших дней…Над спектаклем работает слаженная команда – помимо Олега Закировича, это художник Альберт Нестеров (сценография и костюмы), композитор Урал Идельбаев, балетмейстер Сулпан Аскарова.Не стану, однако, сейчас делиться с читателем подробностями, хотя мне есть что рассказать – минувшие выходные я провела в зале БАТД, безмолвно следя за репетиционным процессом, за тем, как Олег Ханов вместе с Уралом Идельбаевым колдовали, “вживляя” музыкальную партитуру в существующую, уже к тому мгновению “размятую” ткань драматического действа. Процесс шел медленно, спокойно, методично. Актеров, занятых в спектакле, время от времени останавливали, заставляя вновь пройти ту или иную сцену – уже на музыку. Некий невидимый моему глазу Рустам, которого, тем не менее, я теперь знаю по голосу, откуда-то сверху – из звукорежиссерского цеха, бубнил непонятное мне, отвечая Идельбаеву, называвшему номер очередного трека……Позавчера, уже после двух часов, Ханов, отпуская свое “войско” на волю, предупредил: – Даю вам последний до премьеры выходной! Речь о 9 февраля, понедельнике, который, как известно, в театре – день отдыха…- Сходите в баню, – худрук спрятал рвущийся наружу озорной смешок. – Выспитесь, уберитесь в доме, детей навестите, подлечитесь, в конце концов. Мыслимое ли дело, – Олег Закирович чуть повысил от расстройства голос, – сразу пятеро не пришли на репетицию – затемпературили!.. И берегите себя. По городу вирус ходит, а нам болеть нельзя. С нынешнего вторника пойдем в обычном режиме, но, как я сказал, уже без передышки. А с 16 февраля все: выходим на финишную прямую, а это значит – утро-вечер, утро-вечер. Жду послезавтра полными сил. Всем спа-си-бо! Илюзя КАПКАЕВА.

НА СНИМКАХ: идет репетиция – в стане полковника Мурзашева; исполнитель заглавной роли Азамат Гафаров;

Олег Ханов и Урал Идельбаев в зале.

Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Источник: http://vechufa.ru

ссылка:http://ufa-news.net/culture/2015/02/10/49445.html

 

 

logo

В Башкирском театре драмы состоится премьера спектакля «Кахым-туря»

В Башкирском театре драмы состоится премьера спектакля «Кахым-туря»

    фото: Андрей Старостин

21 и 22 февраля в Башкирском театре драмы имени Мажита Гафури состоится премьера спектакля «Кахым-туря». Сегодня в театре его создатели — режиссер-постановщик, худрук театра Олег Ханов, актеры, народная артистка CCCР Гюлли Мубарякова и народные артисты Башкортостана Азамат Гафаров и Алмас Амиров ответили на вопросы журналистов.

Будущий спектакль посвящен исторической личности — полководцу Кахыму Мурзашеву, легендарному командиру одного из башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов.

  — Суть существования башкирского театра — это взгляд в сердцевину нашей нации.

Мы обратились к образу этого героя по зову души, не соотнося ни с какими датами. Это дух любви к Отечеству, к родной земле. Все мы пропускаем через себя Время. Что заставило Кахыма идти на войну, возглавить полк, честно бороться? Ведь 28 башкирских полков по 500 человек обеспечил башкирский народ в той войне. Этот дух, эту суть мы должны передать зрителю, — говорит режиссер Олег Ханов.

— Я с удовольствием принимаю участие в постановке этого спектакля. Пьеса о Кахым-туре должна была уже давно быть в нашем репертуаре. Мы мало знаем своих героев, даже характер национальный стали забывать. Образы героев, которые сделали известной нашу нацию во всем мире, очень актуальны, — отметила Гюлли Мубарякова. Специально для актрисы в спектакль ввели образ Матери-земли, которого нет в первоисточнике.

В основе новой постановки — пьеса стерлитамакского драматурга Хамита Иргалина по мотивам драмы выдающегося башкирского писателя Баязита Бикбая. Как пояснил Олег Ханов, Иргалин осовременил пьесу Бикбая — дописал новый текст, переставил идеологические акценты и добавил героям психологизма. Благодаря этому их образы стали гораздо ярче, внятнее и многие поднялись на новую ступень.

— Самое приятное — это репетиционный процесс, мы работаем уже месяц. Сыграть эту роль — большое счастье. Очень важно, как мы преподнесем образ Кахым-тури зрителю, каким сохраним его для нации, — говорит исполнитель главной роли в спектакле Азамат Гафаров.

Исполнитель антипода положительного героя — Колтубэ Алмас Амиров не скрывает, что над отрицательной ролью работать интереснее:

— Именно благодаря плохим персонажам герои остаются в истории, о них все узнают. Мы для них точка опоры. Если бы Кахыма не отравили по пути домой, и он вернулся и жил с почестями, может, мы и не узнали бы о нем. Я ищу для своего героя оправданий, и в целом с удовольствием работаю над образом, — считает актер.

В других ролях заняты ведущие актеры театра — Разифа Динмухаметова и Ирада Фазлаева (Сафия), Ильдар Саитов (Семенов), Ирек Булатов (Адъютант), Юнир Куланбаев (Баик), Артур Кунакбаев (Фольгнер), Ильдар Гумеров (Капрал).

Художник-постановщик спектакля — Альберт Нестеров, балетмейстер — Сулпан Аскарова, композитор — Урал Идельбаев.