Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]
«ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» ПРОДОЛЖАЕТ ПОКОРЯТЬ ГОРОДА РОССИИ

«ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» ПРОДОЛЖАЕТ ПОКОРЯТЬ ГОРОДА РОССИИ

В 2019 г. самой престижной и авторитетной Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая маска» исполнилось 25 лет. Учрежденная в 1994 г. Союзом театральных деятелей РФ за эти годы «Золотая маска» стала значительным культурным явлением, объединяющим театральное сообщество страны. Благодаря масштабной работе экспертной комиссии, афиша «Золотой маски» позволяет познакомиться со спектаклями не только признанных мастеров, но и с новаторскими, экспериментальными работами представителей современного театра. С 2000 г. при поддержке Министерства культуры РФ существует гастрольная программа в регионах «Лучшие спектакли в городах России». В течение только 2019 г. «Золотая маска» побывала в свыше 15 городах: Санкт-Петербург, Южно-Сахалинск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Петрозаводск и др. С 01 по 11 ноября проходил фестиваль «Золотая маска в Ижевске», среди участников показа были спектакли театров: Мастерская П.Н.Фоменко («Волки и овцы» А.Островского; Москва), Музыкальный театр Республики Карелия («Золушка» С.Прокофьева; Петрозаводск), Омский театр драмы («Время секонд хэнд» по роману С.Алексиевич), Театр «Практика» («Петр и Феврония Муромские» по мотивам сочинения Ермолая-Еразма; Москва), Театр-студия «Грань» («Корабль дураков» по средневековым французским фарсам; Новокуйбышевск), Русский драматический театр Удмуртии («Король Лир»; Ижевск). Также представлена была Специальная программа фестиваля, в рамках которой состоялись лекции Ижевского Центра современной драматургии и Круглый стол «Театр и город: формы и опыт взаимодействия», в последнем принял участие главный режиссер Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури – Айрат Абушахманов. Спикерами выступали известные российские театральные деятели, а также Мария Ревякина, директор Фестиваля «Золотая маска». Говорили о важной роли театра в создании городской среды, работе театра с общегородскими и локальными сообществами, о значимости социокультурных проектов театра. Восьмого ноября на сцене Русского драматического театра Удмуртии наш театр показал спектакль «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной (инсценировка Ярославы Пулинович; режиссер Айрат Абушахманов).
Поставленный в 2017 г., спектакль был удостоен множества дипломов, призов различных международных и российских театральных фестивалей, в том числе, в 2019 г. стал лауреатом «Золотой маски» в номинации: специальная премия жюри драматического театра и театра кукол «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Вызвавший общественный резонанс, спектакль рассказывает о судьбе молодой Зулейхи волею исторических обстоятельств оказавшейся в лагерях Сибири в репрессивные 1930-е годы 20 века. Во всех городах, где был показан спектакль (Грозный, Иркутск, Казань, Москва, Оренбург, Санкт-Петербург, Ярославль), он неизменно вызывает огромный зрительский интерес, о нем много говорят, пишут. Острую историческую тему, режиссерскую концепцию и яркие актерские работы спектакля обсуждают и анализируют не только известные театральные критики и публицисты, шквал зрительских отзывов в социальных сетях лишь подтверждают репутацию спектакля, как этапного, рубежного накануне 100-летия Башкирского академического театра драмы. Вот и в Ижевске спектакль повторил свой очередной заслуженный успех. Наши удмуртские коллеги тепло отозвались об ожидаемом ими с нетерпением спектакле. Среди почетных гостей был и министр культуры Удмуртской Республики Владимир Соловьев: «В первую очередь, хочу сказать, что это ожидаемый спектакль. Мы готовились к фестивалю, знали какие коллективы приезжают. Информация была плотная, насыщенная про ваш спектакль и не случайно сегодня нет свободных мест, билеты были давно раскуплены. Ожидания не только оправдались, они даже превысили. Исполнение, интерпретация произведения меня цепляют. Действительно, достойный спектакль, прекрасный ансамбль актеров, интереснейшая режиссерская работа. Надеюсь, что коллектив ваш будет чаще приезжать к нам в Ижевск, тем более мы географически с вами близки, поэтому очень надеюсь, что вот тот диалог, который сейчас выстраивается в рамках «Золотой маски» будет продолжаться. Бик зур рэхмэт за спектакль, очень надеюсь, что будем дружить и дальше». Да, с Удмуртией нас связывают не только близкие территориальные границы, но и тесные творческие связи. Во многих удмуртских театрах служат выпускники нашего Уфимского института искусств, например, актеры Национального театра Удмуртской Республики: А.Баймурзин, Г.Бекманов, О.Зорина, А.Лазарева, Р.Николаева, Е.Яковлева – выпускники 1981 года. Среди них и директор театра Андрей Ураськин, он особенно был рад нашему приезду и поспешил нас поздравить: «Я в восторге! Вспомнил и свои студенческие годы, ведь в Уфе много моих коллег и друзей. В очередной раз поразили меня башкирские коллеги, рад за них. Вы растете. Очень хочется побывать в Уфе и посмотреть весь ваш репертуар как когда-то мы смотрели студентами ваши спектакли. Мы вас очень любим». А актриса Русского драматического театра Удмуртии Наталья Заева, одногруппница нашей актрисы Сары Буранбаевой, они выпускницы так называемого экспериментального курса 1989 г. В Ижевске Сара Буранбаева исполняла роль Упырихи, а Наталья Заева пришла поддержать коллегу, передала дружеский привет одногруппникам и теплые слова благодарности создателям спектакля. На этом наши творческие связи не заканчиваются. Заместитель директора по спецпроектам Русского драматического театра Удмуртии, театровед Анна Никифорова несколько лет сотрудничала с режиссером Филиппом Разенковым, который, как известно, главный режиссер Башкирского театра оперы и балета. Анна Владимировна обещает посетить Уфу с целью посмотреть и работы Филиппа и нашумевший спектакль Айрата Абушахманова «Черноликие». Как истинный профессионал, она не может не доверять сложившимся экспертным мнениям о спектакле «Зулейха открывает глаза» и потому, с ее слов, именно этот спектакль она хотела увидеть больше всего: «Спектакль ждала с большим волнением, потому что у меня особое отношение к национальным театрам. Я хотела наконец-то увидеть национальный театр, в котором национальная культура не застыла в каких-то традиционных формах, а развивается, живет, и мне кажется, так должно быть, так правильно. Национальный театр вправе и должен развиваться со всем миром и со всей культурой. И вот я увидела наконец-то такой спектакль. Очень сложный, с метафорическим языком, при этом, эмоционально воздействующий спектакль, поразительно впечатляющий». Всегда интересно услышать мнение режиссера о режиссере, ведь чаще всего именно к их мнению прислушиваются сами режиссеры, у них свой стиль общения и они зорко следят за работами друг друга. Павел Зорин, главный режиссер независимой театральной компании «Les Partisans» и ижевского Центра современной драматургии и режиссуры уже давно знаком с творчеством Айрата Абушахманова: «Я вижу руку мастера. Даже вот, казалось бы, конец первого акта, но он очень эффектно сделан, при этом очень просто. Простые приемы: контровый свет, персонажи скачут на скакалках и постепенно падают, и музыка, но это так цепляет! Ты понимаешь, про что он говорит, про что эта история. Меня поразила такая простота, но на самом деле «все гениальное – просто». Почерк простой режиссуры, в которой очень внятна и эффектна игра актеров, которые понимают режиссера. Ижевску повезло, что привезли спектакль, и мы увидели творчество Айрата Абушахманова в оригинале».
А напоследок, мы как всегда спросили мнение о спектакле случайного зрителя в фойе, а им оказался Сергей Шаляпин, однофамилец великого баса и опять-таки причастного к Башкирии: «Впечатления, эмоции только положительные. Все достойно. Спасибо!». Как говорится: «краткость-сестра таланта». Еще одна высота была взята, Ижевск покорен, впереди Ульяновск, где 11 декабря спектакль будет показан на V Международном театральном фестивале «История государства Российского. Отечество и судьбы» на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А.Гончарова. Есть в этом определенная знаковость: как бы пафосно не звучало, надо признать, что спектакль уже стал яркой театральной историей со своей счастливой судьбой в родном Отечестве.
Азалия Балгазина, рук. лит.-драм. части БАТД им. М.Гафури