На 86-ом году жизни скончался театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей Суюндук Сахеевич САИТОВ.
С.С.Саитов родился 10 декабря 1934 года в г.Баймак БАССР. Вырос в театральной семье – сын актеров Башкирского драматического театра – Сахи Саитова и Камал Ихсановой.
После окончания МГУ (1958) работал литературным сотрудником, заведующим отделом, корреспондентом газеты “Советская Башкирия“, в 1966—74 гг. работал в Институте истории, языка и литературы, в 1982—88 гг. преподаватель БГУ, с 1994 г. – ведущий научный редактор научного издательства “Башкирская энциклопедия”, в 1998—2004 гг. – редактор литературного отдела БАТД им М.Гафури.
Научные исследования Суюндука Сахеевича посвящены башкирскому театральному искусству и творчеству театральных, музыкальных деятелей, артистов балета и танца. Он является автором более 500 критических статей, пьес “Репортаж с петлёй на шее”, “Глаза раненой волчицы”, “Вороний праздник”, документальных повестей “Мы старше своей смерти”, “Фронт за фронтом” (обе — в соавт.) и др.
С.Саитова помнят и знают как автора и ведущего республиканских телевизионных программ “Час — театру”, “Театральный меридиан” (1973—91). Он был так же одним из постоянных авторов статей «Башкирской энциклопедии», автором энциклопедии “Салават Юлаев” (2004).
Его книги: Арслан Мубаряков: жизнь и творчество жизнь и творчество: очерки, воспоминания, документы, иллюстрации (Уфа, 2008, на башк. яз.); Танец ликующий (Уфа, 1968); Башкирский государственный академический театр драмы (Уфа, 1969, соавтор); Тансулпан Бабичева (Уфа, 1995).
Суюндук Сахеевич останется в памяти тем театроведом, который ценил талант, понимал значение личности художника, вглядывался в его лицо со всеми особенностями и индивидуальными чертами, разгадывая тайные, лежащие не на поверхности смыслы театрального текста – и потому он всегда был нужен национальному театру. Суюндук Саитов, будучи искренне преданным идее театра, носителем театральной памяти и продолжателем исторических исследований, всегда был нужен театральной педагогике, режиссерам, актерам, публике, всем, кто способен существовать в диалоге, размышляя о спектакле, драме, сценографии, рождая новые театральные концепции и осмысляя процессы жизни. Он в неком смысле был как идеолог театра, как толкователь нового слова в искусстве.
Его театроведческие тексты – это еще и социально-духовный документ времени, это память эпохи, это материал для построения как малой истории – искусства театра, так и большой – Культуры в целом. Вся жизнь театрального критика Суюндука Сахеевича была величайшей миссией – писать историю национальной театральной культуры.
Коллектив Башкирского академического театра драмы имени М.Гафури выражает искренние соболезнования родным и близким. Он навсегда останется в наших сердцах и светлой памяти…