Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури

Риф Имамович Музагитов родился 8 января в 1932 году  в д. Старо-Халикеево Карагушевского района БАССР (ныне с. Халикеево Стерлибашевского района РБ), умер 21.08.2016 году в г.Салавате.

Окончил Республиканскую культпросвет школу (г.Стерлитамак, 1957).

С 1951 году работал директором Стерлибашевского районного Дворца культуры, в 1960-75, 1983-84, 1999-2000 и в 2004 годах – актёр Салаватского драматического театра, в 1975-82, 1989-92 — Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури, 1992-94, 1996-99 гг. – Туймазинского татарского драматического театра.

Творческая жизнь Рифа Имамовича Музагитова началась в Салаватском государственном башкирском драматическом театре, которому были отданы 15 лет работы после окончания Стерлитамакского культпросветучилища. За это время актер создал множество интересных сценических образов. Это и Харисбай в «Зимагорах» С. Мифтахова, и не менее выразительный Гани бай из музыкальной комедии Х. Ибрагимова «Зятек», и обреченный Казый, переживший крушение своих иллюзий в спектакле «Смелые девушки» по пьесе Т. Гиззата.

В каждой роли самобытность, своеобразие начинающего актера, многие образы которого как в классическом, так и в современном репертуаре опоэтизирован, наполнены чувством красоты…

В героико-романтическом репертуаре плодотворных творческих результатов он достиг в образе Ричарда в классической сатирической мелодраме «Ученик дьявола» Б. Шоу. Знаменательный факт: впервые в истории башкирского сценического искусства образы Б. Шоу воплотились на сцене Салаватского театра.

Риф Имамович работает в Башкирском академическом театре им. Мажита Гафури с перерывами с 1975 года. Работает ярко, каждый раз стараясь найти точный индивидуальный внешний и внутренний рисунок своего персонажа. Зрители запомнили Давлетхана («У соседей гость» Н. Наджми), Диониса («Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима), Муллу и Миннигали («И судьба – не судьба» по повести М. Карима), Вали («Башмачки» Х. Ибрагимова), Фарукшу («Матери ждут сыновей» А, Мирзаттова), Сальмана («Зайтунгуль» Н. Асанбаева), Председателя («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина) и других. Среди его удивительно достоверных, реальных стариков, конечно, образ Ирдавлета, созданный в комедии по пьесе М. Карима «Похищение девушки». Эту работу можно смело назвать маленьким шедевром — здесь сконцентрировано все профессиональное мастерство актера.

В галерее образов Рифа Музагитова преобладают старики, но кто из театралов не отметил и иные его роли – как, например, секретаря райкома в «Миляуше» Н. Асанбаева.

В какой бы роли ни выступал Риф Имамович (Балбабай в «Детях моих» А. Атнабаева, Гарифуллин в «Измене предкам» Ф. Богданова, Базаргул в «Башкирской свадьбе» М. Бурангулова, Иванов в драме «Выронил я из рук белый калфак…» И. Юзеева) – он в постоянных творческих поисках, отсюда широта и оригинальность мыслей, разнообразие сценических красок. Это мастер, до сих пор сохранивший юношескую подвижность и темперамент.

…Актер играл на сцене наравне с другими, никому никогда не приходило в голову, что он инвалид, у которого нет одной ноги – несчастье случилось во время спектакля… Казалось бы, карьера артиста закончилась. Но, проявив колоссальную силу воли, Риф Имамович возвращается на театральную сцену, без которой себя не мыслил. И по праву его можно назвать Мересьевым башкирской сцены.


Р.Ту
йгунов,

«Вечерняя Уфа», 18 февраля, 1992 год

Добавить комментарий