Родился 1945 году 14 марта в д. Дюртюли Давлекановского района. 1972 г. окончил актерское отделение Уфимского училища искусств и был распределен в Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури.

Биктимир Муллабаев, которого все называли Тимуром, прожил совсем немного. Но жил в таком высоком творческом накале, что, кажется, его судьба вобрала несколько «Полноформатных» человеческих судеб. Он быстро вышел на трудную тропу своего актерского Призвания.

Ему повезло на педагогов. Его учителем в Уфимском институте искусств оказалась Фардуна Касимовна Касимова, профессор, заслуженный деятель искусств РБ.

… Роли, которые ему доверяли, позволяли раскрыться тому лучшему, что было в нем. И озорному лукавству, и какой-то проникновенной мудрости, гуманизму, и воспаленному сверхчуткому мировосприятию. Горение было естественной формой его существования…

Ренард Хантимиров,

«Заман-Башкортостан», 26 июня, 1999 года

 

«Биктимир – артист который никому не стремится подражать, он ищет свое собственное лицо в искусстве», – так отозвалась о Б.Муллабаеве заслуженная артистка РСФСР Г.Мубарякова. действительно, хотя его стаж актера пока невелик, у него уже вырабатывается свой собственный сценический почерк.

Биктимир Муллабаев – выпусник актерского отделения Уфимского училища искусств. Уже в годы учебы наметилось его амплуа: в основном это характерные, часто комические роли. В дипломных спектаклях он играл стариков6 муллу Шаряя из пьесы Мустая Карима «Похищение девушки» и старого Иллариона из пьесы грузинского драматурга Надара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».

Еще будучи студентом, Муллабаев сыграл в Башкирском академическом театре драмы роль Сергея Чекмарева в спектакле «Не забывай меня, солнце» по пьесе Азата Абдуллина. Работа оказалась интересной, и после окончания учебы молодой актер был принят в труппу театра. В первый же сезон он сыграл комедийную роль Малтабара в спектакле по пьесе А.Атнабаева «Близнецы».

Затем была большая и очень серьезная роль Афони в спектакле по пьесе А.Островского «Грех да беда на кого не живет», ставшем заметной вехой в жизни театра. Роль далась артисту не сразу. Но в итоге он все-таки нашел неповторимые, яркие краски. Его Афоня – больной человек, «Не жилец на этом свете», в каждом его движении – усталость. Хотя прожил он не так много, но смертельно устал в этом «Темном царстве». Устал, но способен и на ненависть, и на гнев, и на месть. Образ этот сложении глубок, и в исполнении Муллабаева приобретает подлинно трагическое звучание, – так говорили участники обсуждения спектакля во время гастролей 1975 года в Ленинграде.

Не все последующие роли актера были одинаково значительны, не все в равной мере удачны. Наиболее интересной из них была, пожалуй, роль  Илямат-бая в комедии «Шомбай» по пьесе Кирея Мэргэна. Хотя Илямат-бай – явно «отрицательный» персонаж. Муллабаев берет для изображения не только черную краску.

Постановщик спектакля Ш.Рахматуллин сказал: «Его герой постоянно вызывает смех, но это не злой смех. Муллабаев не издевается, он подсмеивается. Иногда его героя можно даже пожалеть, – хоть он и жадина, но уж очень ему во всем не везет».

В последнее время самой интересной и значительной работой Муллабаева явились роль старой свахи Джихан в спектакле  «Башмачки» по пьесе Х.Ибрагимова. Спектакль, поставленный Л.Валеевым, интересен и необычен. В небольшом прологе артист Б.Мулаабаев, изображающий дворника, находит старую запыленную книгу «Башмачки», сдувает с не пыль, открывает и решает вместе с приятелями сыграть пьесу. Тут же он приносит костюм свахи, наряжается в него и начинает, что сваха – не настоящая, что это всего лишь балаганная маска, помогающая взглянуть с улыбкой на все происходящее. Такое решение образа Джихан вытекает из общей трактовки спектакля, в котором артист понял и блестяще воплотил замысел режиссера.

Когда видишь Биктимира Муллабаева в этом спектакле, да и в ряде других, то почему-то вспоминается «грустный клоун» Леонид Енгибаров. В самом деле, тот же немного грустный юмор (создается впечатление, что порой старухе Джихан даже обидно, что людей так легко одурачить); во вторых, пластика – не зря Б.Муллабаев окончил хореографическую студию при доме  народного творчества: и кажущаяся неповоротливость старушки, и резвые прыжки, и танец – все это доступно лишь артисту, хорошо владеющему сценическим движением. Кстати, в других работах Б.Муллабаев пластический рисунок образа тоже имеет немалое значение.

В 1977 году актер получил приглашение сняться в фильме Свердловской киностудии «В ночь лунного затмения» (экранный вариант пьесы Мустая Карима). Кто смотрел фильм, наверняка запомнил его народного Дивану. Дивана – не просто помешанный, это человек, который видит дальше и глубже других. Артисту было интересно попробовать себя в новом жанре. Впрочем, Муллабаев часто выступает на телевидении, радио с художественным чтением, принимает участие в передачах «Сатира и юмор», «У нас в гостях журнал «Хэнэк» – так что работает он в различных областях искусства.

«Я играю чаще всего характерные роли, – сказал Муллабаев. – Все моя герои мне дороги, и я не могу сказать, кого из них люблю больше всех. Но очень хотелось бы сыграть драматическую роль, например, Дервиша в пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения»…

Что ж, артист накопил уже достаточный опыт, ему по плечу многие сложные роли.

Н.Корженевская, преподаватель БГУ,

«Вечерняя Уфа», 4 января, 1980 года

 

Роли:

  1. Сергей Чекмарев («Не забудь меня, солнце!», А.Абдуллин)
  2. Малтабар («Близнецы», А.Атнабаев)
  3. Виктор Пантелеев («Утро большой грозы», А.Бикчентаев)
  4. мулла Шарей и Давлетбай («Похищение девушки», М.Карим)
  5. Илларион («Илико и Илларион», Н.Думбадзе)
  6. Низам («Йырланмаан йыр», М.Карим)
  7. Шабельский («Иванов», А.Островский)
  8. Студент («Прощание в июне», А.Вампилов)
  9. Сальман («Зайтунгуль», Н.Асанбаев)
  10. Шамгун («Тальян гармун», И.Абдуллин)
  11. Айтуган («Соловьи прилетели», И.Юзеев)
  12. Муэдзин («Черноликие», М.Гафури)
  13. Муртатша («Коня диктатору!», М.Карим)
  14. Вайнио («Чужая звезда», Х.Вуолийоки)
  15. Дивана (худ фильм., М.Карим «В ночь лунного затмения»)
  16. Кадерша («Трудное счастье», А.Атнабаев)
  17. Сафа Карамов («Белая сирень», Н.Асанбаев)
  18. Старуха Жиган  («Башмачки», Х.Ибрагимов)
  19. Куркак («Огонь», А.Атнабаев)
  20. Ильмамет («Шомбай», К.Мэрген»)
  21. Фасил («Судьбы, избранные нами», Т.Миннулин)
  22. Афоня («Грех да беда на кого не живет», А.Островский)
  23. Галиакбар («Янбикэ», Р.Сафин)
  24. Карло Гальдони «Хозяйка гостиницы» – маркиз

1 октября, 1980 г. – звание «Заслуженный артист БАССР»

Очень много записи в Фонде ТВ и радио.

 

 

Добавить комментарий