Родился 1945 году 14 марта в д. Дюртюли Давлекановского района. 1972 г. окончил актерское отделение Уфимского училища искусств и был распределен в Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури.
Биктимир Муллабаев, которого все называли Тимуром, прожил совсем немного. Но жил в таком высоком творческом накале, что, кажется, его судьба вобрала несколько «Полноформатных» человеческих судеб. Он быстро вышел на трудную тропу своего актерского Призвания.
Ему повезло на педагогов. Его учителем в Уфимском институте искусств оказалась Фардуна Касимовна Касимова, профессор, заслуженный деятель искусств РБ.
… Роли, которые ему доверяли, позволяли раскрыться тому лучшему, что было в нем. И озорному лукавству, и какой-то проникновенной мудрости, гуманизму, и воспаленному сверхчуткому мировосприятию. Горение было естественной формой его существования…
Ренард Хантимиров,
«Заман-Башкортостан», 26 июня, 1999 года
«Биктимир – артист который никому не стремится подражать, он ищет свое собственное лицо в искусстве», – так отозвалась о Б.Муллабаеве заслуженная артистка РСФСР Г.Мубарякова. действительно, хотя его стаж актера пока невелик, у него уже вырабатывается свой собственный сценический почерк.
Биктимир Муллабаев – выпусник актерского отделения Уфимского училища искусств. Уже в годы учебы наметилось его амплуа: в основном это характерные, часто комические роли. В дипломных спектаклях он играл стариков6 муллу Шаряя из пьесы Мустая Карима «Похищение девушки» и старого Иллариона из пьесы грузинского драматурга Надара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
Еще будучи студентом, Муллабаев сыграл в Башкирском академическом театре драмы роль Сергея Чекмарева в спектакле «Не забывай меня, солнце» по пьесе Азата Абдуллина. Работа оказалась интересной, и после окончания учебы молодой актер был принят в труппу театра. В первый же сезон он сыграл комедийную роль Малтабара в спектакле по пьесе А.Атнабаева «Близнецы».
Затем была большая и очень серьезная роль Афони в спектакле по пьесе А.Островского «Грех да беда на кого не живет», ставшем заметной вехой в жизни театра. Роль далась артисту не сразу. Но в итоге он все-таки нашел неповторимые, яркие краски. Его Афоня – больной человек, «Не жилец на этом свете», в каждом его движении – усталость. Хотя прожил он не так много, но смертельно устал в этом «Темном царстве». Устал, но способен и на ненависть, и на гнев, и на месть. Образ этот сложении глубок, и в исполнении Муллабаева приобретает подлинно трагическое звучание, – так говорили участники обсуждения спектакля во время гастролей 1975 года в Ленинграде.
Не все последующие роли актера были одинаково значительны, не все в равной мере удачны. Наиболее интересной из них была, пожалуй, роль Илямат-бая в комедии «Шомбай» по пьесе Кирея Мэргэна. Хотя Илямат-бай – явно «отрицательный» персонаж. Муллабаев берет для изображения не только черную краску.
Постановщик спектакля Ш.Рахматуллин сказал: «Его герой постоянно вызывает смех, но это не злой смех. Муллабаев не издевается, он подсмеивается. Иногда его героя можно даже пожалеть, – хоть он и жадина, но уж очень ему во всем не везет».
В последнее время самой интересной и значительной работой Муллабаева явились роль старой свахи Джихан в спектакле «Башмачки» по пьесе Х.Ибрагимова. Спектакль, поставленный Л.Валеевым, интересен и необычен. В небольшом прологе артист Б.Мулаабаев, изображающий дворника, находит старую запыленную книгу «Башмачки», сдувает с не пыль, открывает и решает вместе с приятелями сыграть пьесу. Тут же он приносит костюм свахи, наряжается в него и начинает, что сваха – не настоящая, что это всего лишь балаганная маска, помогающая взглянуть с улыбкой на все происходящее. Такое решение образа Джихан вытекает из общей трактовки спектакля, в котором артист понял и блестяще воплотил замысел режиссера.
Когда видишь Биктимира Муллабаева в этом спектакле, да и в ряде других, то почему-то вспоминается «грустный клоун» Леонид Енгибаров. В самом деле, тот же немного грустный юмор (создается впечатление, что порой старухе Джихан даже обидно, что людей так легко одурачить); во вторых, пластика – не зря Б.Муллабаев окончил хореографическую студию при доме народного творчества: и кажущаяся неповоротливость старушки, и резвые прыжки, и танец – все это доступно лишь артисту, хорошо владеющему сценическим движением. Кстати, в других работах Б.Муллабаев пластический рисунок образа тоже имеет немалое значение.
В 1977 году актер получил приглашение сняться в фильме Свердловской киностудии «В ночь лунного затмения» (экранный вариант пьесы Мустая Карима). Кто смотрел фильм, наверняка запомнил его народного Дивану. Дивана – не просто помешанный, это человек, который видит дальше и глубже других. Артисту было интересно попробовать себя в новом жанре. Впрочем, Муллабаев часто выступает на телевидении, радио с художественным чтением, принимает участие в передачах «Сатира и юмор», «У нас в гостях журнал «Хэнэк» – так что работает он в различных областях искусства.
«Я играю чаще всего характерные роли, – сказал Муллабаев. – Все моя герои мне дороги, и я не могу сказать, кого из них люблю больше всех. Но очень хотелось бы сыграть драматическую роль, например, Дервиша в пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения»…
Что ж, артист накопил уже достаточный опыт, ему по плечу многие сложные роли.
Н.Корженевская, преподаватель БГУ,
«Вечерняя Уфа», 4 января, 1980 года
Роли:
- Сергей Чекмарев («Не забудь меня, солнце!», А.Абдуллин)
- Малтабар («Близнецы», А.Атнабаев)
- Виктор Пантелеев («Утро большой грозы», А.Бикчентаев)
- мулла Шарей и Давлетбай («Похищение девушки», М.Карим)
- Илларион («Илико и Илларион», Н.Думбадзе)
- Низам («Йырланмаан йыр», М.Карим)
- Шабельский («Иванов», А.Островский)
- Студент («Прощание в июне», А.Вампилов)
- Сальман («Зайтунгуль», Н.Асанбаев)
- Шамгун («Тальян гармун», И.Абдуллин)
- Айтуган («Соловьи прилетели», И.Юзеев)
- Муэдзин («Черноликие», М.Гафури)
- Муртатша («Коня диктатору!», М.Карим)
- Вайнио («Чужая звезда», Х.Вуолийоки)
- Дивана (худ фильм., М.Карим «В ночь лунного затмения»)
- Кадерша («Трудное счастье», А.Атнабаев)
- Сафа Карамов («Белая сирень», Н.Асанбаев)
- Старуха Жиган («Башмачки», Х.Ибрагимов)
- Куркак («Огонь», А.Атнабаев)
- Ильмамет («Шомбай», К.Мэрген»)
- Фасил («Судьбы, избранные нами», Т.Миннулин)
- Афоня («Грех да беда на кого не живет», А.Островский)
- Галиакбар («Янбикэ», Р.Сафин)
- Карло Гальдони «Хозяйка гостиницы» – маркиз
1 октября, 1980 г. – звание «Заслуженный артист БАССР»
Очень много записи в Фонде ТВ и радио.