Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури

Заслуженный деятель искусств РБ и РФ, режиссер Лек Валиевич Валиев родился 19 апреля 1935 года в пос. Раевский Альшеевского района.

Окончил Московский институт инженерного землеустройства, позже – Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (1965). Как режиссер дебютировал на сцене Салаватского башкирского государственного театра драмы спектаклем «Подснежник» по пьесе В.Сайфуллина и Л.Елшанкина. В 1965 перевелся  в БАТД им.М.Гафури. Его первая работа на сцене Башгосакадемдрамтеатра – спектакль «Материнское поле» (Ч.Айтматов).

С 1971 по 1981 гг. – главный режиссер БАТД им.М.Гафури,   в 1987-90-х годах – режиссер Сибайского государственного башкирского театра драмы им.А. Мубарякова, в 1990 –92 гг. Баш. гос. театра кукол.

На различных театральных площадках республики Лек Валиевич поставил более 50 спектаклей по пьесам М.Гафури, М.Бурангулова, Х.Ибрагимова, М.Карима, Н.Наджми, Н.Асанбаева, И.Юмагулова, И.Абдуллина, М.Садыковой и др. Осуществил постановки по произведениям классических авторов, среди них А.Н.Островский, А.М.Горький, Н.Хикмет, а также Л.Пиранделло, У.Сароян и др. Он созерцал предмет искусства – спектакли, которые были способны изменить мир, время, сердца.

Режиссерской индивидуальности Лека Валиева были присущи  глубокое проникновение в характеры героев, сокровенные пласты человеческой жизни, философичность. В спектаклях Л.Валеева всегда прочитывался пронизывающий действие глубокий лиризм переживания жизненных тупиков, он вел зрителя по лабиринтам своих потаенных раздумий и ощущений. В спектаклях «Нэркес» (И.Юмагулов), «Салават» (М.Карим), «Озорная молодость» (И.Абдуллин), «Грех да беда на кого не живет» (А.Островский), «Всеми забытый» (Н.Хикмет), «Лиола» Л.Пиранделло), «Последние» (М.Горький), «Огненный вихрь» (А.Мирзагитов) и мн. др. словно подталкивают нас к открытию его самых сокровенных мыслей, к догадкам, которые невольно воспринимаешь как свои. Кажется, он говорит только с тобой, и только ты догадываешься о том, на что намекает мастер.

Художественный почерк Л.Валиева особенно ярко выразился в постановке  «Красный паша» по документированной драме Н.Асанбаева, посвященной подвигу жизни первого советского дипломата в странах Ближнего Востока К.А.Хакимова и приуроченной к 60-летию образования СССР. «Красный паша» в то время воспринимался как событие в культурной жизни не только республики, но и за ее пределами.

Лек Валиевич был одним из ярких представителей режиссерской культуры в республике, постановщиком, который своим художественным мастерством  создавал особую интонацию национального театра. В его творчестве были заключены наиболее существенные величины национального характера башкирского театрального искусства. (Достаточно вспомнить «Башкирскую свадьбу» по М.Бурангулову (Сибайский башкирский театр). Вопросы человеческого достоинства, чести, дружбы, верности, которые занимали героев его спектаклей и произведений всегда были самыми важными и для самого Лека Валеева. Он обладал особым даром, приковывал к себе внимание. Он был заметен, он был особенным, красивым, могучим.

Он – автор пьес «Альфанис – парень из Парижа» (1986, Сибайский башкирский театр), «Бездна, или Черемуховые холода» (1988, Салаватский башкирский театр).

Профессия режиссера и возникла как профессия собирателя сил, и сценических, и зрительских. Лека Валиевича любили все – его коллеги, артисты, друзья, близкие, зрители. Он был настоящим мастером, у которого были и слава, и признание. В последние годы жизни Л.Валиев работал в Башкирском государственном театре кукол. Он столько сделал, но… как много не успел.

 

 Рамиля Ягудина,

Заслуженный работник культуры РБ

Добавить комментарий