Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]

Камалетдинова Фарида Мирсаяповна родилась 25 августа 1916 года в с. Малояз Златоустовского уезда Уфимской губернии, ныне Салаватского района Республики Башкортостан. После окончания Башкирского техникума в 1935 году поступила в труппу Башкирского академического театра драмы.

Дебютировала в роли Полины («Доходное место» А.Островского). Одну из своих лучших ранних ролей начинающая актриса исполнила, создав образ, отмеченный простодушием, искренностью, детской непосредственностью. Голубоглазая красавица с русыми волосами и музыкальной речью, Ф.Камалетдинова стала одной из самых ярких звезд Башкирского академического театра. Учитель актрисы В.Галимов назвал ее «башкирской Бабановой», а режиссер М.Магадеев сказал: «В театре появилась звезда с голосом соловья». Следующая роль – Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н.Гоголя стала ее «визитной карточкой»: в течение 30 лет спектакль не сходил со сцены. Ф.Камалетдинова – разноплановая актриса, ей свойственны и глубокий драматизм, и комедийная легкость. Острым чувством современности было проникнуто исполнение ролей Гульбики («Одинокая береза» М.Карима), Марзии («Он вернулся» А.Атнабаева), Зульфии («Свояки»), Вали («С сердцем не шутят»), Хуснури («Судьба одной любви», все – И.Абдуллина), Миляуши («Весенняя песня» Н.Наджми), Альфии («К нам приехали»), «Тайбы («Белая сирень», оба – Н.Асанбаева). Созданный актрисой образ Тони Тумановой («Как закалялась сталь» Н.Островского) наиболее ярко выражает особенности ее творческой индивидуальности – глубокую и тонкую передачу чувств, лиризм, точность и строгость стиля игры. В ролях классической драматургии – Пелагея («Мещане» М.Горького), Бианка («Отелло» У.Шекспира), Матрена («Власть тьмы»), Цыганка («Живой труп», оба – Л.Толстого), Ширин («Фархат и Ширин» Х.Ниязи) – актриса смело ищет новую трактовку, приближающую эти образы к современности, открывающую в них новые черты и мысли. Трогательно драматичны и эмоциональны образы Хандугас («Зимагоры» С.Мифтахова), Вали Борц («Герои В.Галимова по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»), Зульхабиры («Страна Айгуль» М.Карима), Райхан («Райхан Н.Исанбета). К числу значительных работ Ф.Камалетдиновой принадлежит также Кормилица («Ромео и Джульетта» У.Шекспира). Еще в 1941 г. актриса создала образ Джульетты, но война помешала воплотить ее на сцене. Только через 30 лет произошла встреча с любимым произведением, поэтому всю силу мечты Фарида Мирсаяповна вложила в другой образ. Не случайно многие, в частности известный драматург И.Абдуллин, считали, что Кормилица Ф.Камалетдиновой – «… лучшая из всех известных…».

За большой вклад в развитие театральной культуры Башкортостана Камалетдиновой Ф.М. были присвоены почетные звания “Заслуженная артистка БАССР” (1964 г.) и “Народная артистка БАССР” (1972 г.). Она награждена медалью “За трудовые заслуги”, Почетными грамотами БАССР.

Камалетдинова Ф.М. была верной спутницей жизни выдающегося актера, народного артиста БАССР и РСФСР Хусаина Кудашева.

Автор: Динара Каюмова

 

Добавить комментарий