Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури

Заслуженный деятель искусств РБ и РФ Габдулла Гилязев родился в деревне Канлы-Туркеево Буздякского района. Учился в Уфимском училище искусств у педагогов Вали Галимова и Рифгата Файзи, по окончании начал свою творческую деятельность артистом в БАТД. Сыграл много интересных ролей романтического плана. Это – Шараф в музыкальной драме «Асылъяр» (М.Файзи), Сагит («Черноликие» М.Гафури), Хайдар («Одинокая береза» М.Карима), Айтуган («Огненный вихрь» А.Мирзагитова), Фелтон («Виндзорские проказницы» У.Шекспира) и др.

В 1959 году окончил ГИТИс им А.В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), где получил блестящее образование у выдающихся А.Д.Попова и М.И.Кнебель, после чего вернулся в БАТД. До 1964 года проработал  режиссером и директором. 1964-67 годы – зам.министра культуры БАССР.

Более 17 лет (1967-1983) Габдулла Габдрахманович Гилязев был главным режиссером Республиканского русского драматического театра (ныне – академического). Это первый опыт в Российской театральной культуре, когда художественным лидером русского театра стал башкир. На сцене РРДТ Г.Гилязев поставил спектакли самых различных жанров и форм, по пьесам современной и классической русской драматургии, зарубежных авторов и национальных драматургов. Из классиков особое внимание уделял произведениям А.Островского. В его постановке «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Горячее сердце» и др. пользовались большим успехом и популярностью. В русском театре режиссер Г.Гилязев больше всего ставил масштабные спектакли с внушительной массовкой. Спектакль по пьесе  башкирского драматурга И.Юмагулова «Изгнанная» («Нэркес») просуществовал в репертуаре Республиканского русского драматического театра около 15 лет и долгое время являлся «визиткой» театра. Главные роли он поручил молодым актерам – С.Акимовой и В.Терентьеву. Спектакль получился удивительно зрелищным и коллектив открывал им новые театральные сезоны. За период художественного руководства Г.Г.Гилязева Республиканский русский театр побывал на гастролях во многих крупных городах России, был участником больших фестивалей.

Габдулла Гилязев был  режиссером удивительной сосредоточенности, пристального внимания даже не к внутреннему миру персонажей, а к тем тончайшим, едва уловимым переливам внутри этого мира. Для творчества Г.Гилязева всегда были характерны высокий профессионализм и умение глубоко проникать в психологический рисунок спектакля.

Наиболее известные режиссерские работы Г.Гилязева в разных театрах республики: «Генерал Шаймуратов» по драме И.Абдуллина и Ш.Насырова, «Гибель эскадры» А.Корнейчука, «Бедность не порок» А.Н.Островского, «Человек из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэриона, «Отныне и навсегда!» («Чапаев») по повести Д.Фурманова, «Воскресение» Л.Н.Толстого и др. Самобытно и ярко поставлены им произведения башкирских драматургов: «Зимагоры» (С.Мифтахов), «Сын Отчизны» (Х.Гиляжев) и др.

Г.Г.Гилязеву, как талантливому режиссеру, постоянно поручали организацию и постановку концертов правительственного значения. За высокий художественный уровень концерта, посвященного 60-летию образования автономной республики, режиссер-организатор Г.Гилязев был удостоен республиканской премии имени С.Юлаева.

О Г.Гилязеве говорили, что у него педагогические способности от Бога. Сегодня его педагогическое наследие, методика работы со студентами требует особого изучения, научного подхода. Он  преподавал в училище искусств. С 1968 года – педагог, позже – заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера Уфимского института искусств.

Профессор Г.Гилязев – руководитель курса первого выпуска театрального факультета УГИИ. Его выпускники – З.Валитов, В.Малюшин, А.Нурмухаметов, А.Абушахманов, В.Прибылов, А.Хаустов, С.Курбангалеева, Р.Набиуллин, В.Абросимов, О.Ханов, и др. Габдулла Габдрахманович был педагогом драматического искусства для всех, кто способен его понимать. К нему приходили все. Он был один из самых последовательных людей, самых верных себе и тому искусству, которому он служил.

Г.Гилязев до конца своей жизни (1997) сохранил поразительную влюбленность в театр, в нем сочетался деловой человек и романтик, потому что он сам был трепетен и взыскателен к людям театра. Он обладал прекрасным чувством юмора. Театр ему было интересен, потому что он был оптимистом. И он обрел себя там, где закончил свою жизнь – в педагогике, в общении со студенческой молодежью.

А его театр – ныне Национальный Молодежный театр РБ (ранее – ТЮЗ), который своим основанием во многом обязан Габдулле Гилязеву, живет и продолжает, как учил Габдулла Габдрахманович, говорить со зрителем о его насущных нуждах и проблемах нашего непростого времени.

Любили Габдуллу Гилязева за открытость, принципиальность и доброжелательность. Гилязев всегда был в окружении людей, особенно молодых актеров, которые его боготворили. Люди, с которыми он дружил, к которым был привязан, не сомневались в искренности его чувств и чувствами по праву гордились. Мы его любили.

Сегодня путь отца продолжает сын Габдуллы Габдрахмановича – Ильдар Гилязев, который известен нашему зрителю по спектаклям «Нэркес» (И.Юмагулов), «Без вины виноватые» (А.Островский), «Плачу вперед!» (Н.Птушкина), «Салават» (М.Карим), «Башмачки» (Х.Ибрагимов), «Последний из рода Гэйнэ» (А.Идельбаев).

Р.Ягудина,

заслуженный работник культуры РБ

Добавить комментарий