Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
КАЗАНЬ@ТУЩКА.RU

КАЗАНЬ@ТУЩКА.RU

Самые тяжелые гастрольные дни – последние. Чем ближе финальное выступление, тем меньше сил и больше желания выглядеть неутомимо и мощно, как и положено академическому коллективу. Тем более в комедии, где лицедейства, игры и чувств – через край, юморных эпизодов – с избытком. Нужно было видеть, как старательно стройная Эльвира Юнусова прилаживала бутафорские накладки, чтобы фигура её героини Рамзили выглядела, как пышный праздничный пудинг. А старушка Бибисара в исполнении Рамзии Хисамовой срывала бурные аплодисменты, потрясая своим неожиданно молодёжным отношением к жизни – шёл спектакль «Бабуська@тущка.ru» Р.Кинзябаева. Последние спектакли гастрольного репертуара – акт мужественного самопожертвования во имя искусства, почти подвиг. Потому что высокая планка уже выставлена, зритель сориентирован и ждёт от театра новых открытий и подъёма духа. А театральный воздух уплотнён донельзя: днём молодёжная сборная артистов театра играет «Кота в сапогах» Перро-Ганзенко, а на вешалках артистов уже ждут отутюженные костюмы для вечернего показа. В последний день гастролей это был «Мактымсылу, Абляй и Кара юрга» Т.Гариповой. Добавим, что все три названных выше спектакля новы для Казани. А это значит, что они обязаны каждой сыгранной пядью доказывать состоятельность и профессионализм труппы театра. При такой физической и эмоциональной нагрузке диву даёшься неиссякаемой энергии артистов получать новые впечатления, заводить знакомства и уметь использовать каждый свободный миг. Пожалуй, только вернувшись в родные стены, удастся оценить, сколько сил потрачено на дружеское и профессиональное общение, сколько впечатлений получено от прогулок по главной пешеходной магистрали Казани – улице Баумана – и посещения мечети Кул-Шариф, сколько незабываемых воспоминаний оставили встречи со зрителем…
За недельный гастрольный срок коллектив привык к атмосфере обожания, на которую щедры и казанский зритель, и артисты дружественного театра им. Г.Камала. Но если говорить о заключительном спектакле гастролей – мюзикле «Мактымсылу, Абляй и Кара юрга» (режиссёр О.Ханов), то он стал апофеозом гастролей, достойнейшим их завершением. Начавшись со спектакля с солидным стажем – музыкальной комедии «Шауракэй», театр вернулся к этому жанру в наивысшем современном его преломлении: с удивительно органично написанной музыкой Урала Идельбаева, безупречно поющими артистами, яркими декорациями и костюмами, равновесием лирического и комедийного, невероятной зрелищностью и особой утончённостью всего происходящего на сцене. Излишне говорить, что это многократно титулованный спектакль, получивший оценку на фестивалях и конкурсах. Так, одной из сильнейших сторон коллектива – умением безупречно и ярко работать в национальном стиле – завершились казанские гастроли уфимских артистов на сцене Татарского театра им. Г.Камала.
…Автобус с артистами катил домой. Времени было достаточно, чтобы развернуть семистраничную статью кандидата филологических наук М.Хабутдиновой. Посмотрев спектакль «Черноликие», автор наутро следующего дня опубликовала: «Ансамбль актёров вызывает искреннее восхищение. Спектакль отличает глубокий психологизм, смелые хореографические решения, эксперименты с пространством и сценой, символизм образов… Всё это дань уважения национальной культуре…» Не терпелось оказаться у компьютера, чтобы прочесть авторитетные мнения о заключительных днях уфимских гастролей. Увидеть отлитыми в печатное слово взволнованные эмоции быстрых и точных казанских театроведов. И захотеть сюда вернуться.