Завершился онлайн-проект читок литературно-драматургического отдела Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури «ДРАМАТУРГ & ДРАМАТУРГ”. В нем приняло участие 23 местных автора (март-июль). Среди них как известные драматурги, так и начинающие. Авторы прочитали пьесы друг друга на электронные носители, аудиозаписи пьес размещены в группе театра Вконтакте (https://vk.com/bashdram). Со слов участников, для них это новый формат, позволивший им ближе познакомиться с творчеством коллег и на свое произведение взглянуть объективно. Над проектом работали: автор и куратор А.Балгазина, главный редактор Д.Каюмова, редакторы А.Галлямова, А.Лукманова. Начиная проект, было интересно узнать, о чем сегодня пишут драматурги-современники РБ? Обрадовало, что не было откровенно слабых пьес, каждая представленная пьеса имеет шанс на постановку. Есть некоторое сходство в выборе тем, сюжетов, приемов выразительности, но ни одна пьеса в идейном отношении не повторяет и не оспаривает другую, в связи с этим, дискурс возможен только в русле обсуждения одной пьесы без сопоставления. По представленным пьесам, затруднительно определить тенденцию развития современной башкирской драматургии, волнующую авторов «мировую идею», общую острую тему, героев дня (нашего времени); современная драматургия РБ разнородна тематически, жанрово, стилистически, и имеет частный характер. Для одних произведений требуется доработка характеров персонажей, для других – мотивов действий и поступков. Чаще всего пьесы грешат разорванностью сюжетных линий, надуманностью или скомканностью финала, шаблонностью фраз. Достоинствами многих пьес являются жизнеутверждающая философия, искренность замысла, чистота языка. Открыл проект МУНИР КУНАФИН. Наш театр первым познакомил подписчиков с его новой пьесой “Яма” (на баш. языке) на тему пресловутого короновируса. Прочитала пьесу З.Буракаева. После размещения аудиозаписи, пьесу репостили и комментировали, ей была посвящена онлайн-конференция Стерлитамакского башкирского драматического театра в рамках проекта «Три режиссера» (обсуждали режиссеры А.Зарипов, З.Сулейманов, Р.Харисова).
Перекрестно читали пьесы на башкирском языке: ХАЛИСА МУДАРИСОВА и ТАНЗИЛЯ ДАВЛЕТБЕРДИНА. Тема войны продолжает волновать писателей. В пьесе Х.Мударисовой «Последняя тайна», с началом Великой Отечественной войны рушится жизнь молодоженов Файрузы и Мардана. И лишь спустя годы случайно найденная фотография поможет раскрыть последнюю тайну и все понять и все простить. Т.Давлетбердина представила новую пьесу «Франциска». Сайфетдин в годы Первой мировой войны очутился в Германии, был в плену, работал на начальника вокзала. Полюбив его дочь Франциску, привез ее женой в Башкирию. Но контраст жизненных укладов, разность менталитета, социальное неравенство – всё это начинает накалять семейные взаимоотношения. Комедии ГУЛЬНАЗ КУТУЕВОЙ и ЗУХРЫ ФАЙЗУЛЛИНОЙ наполнены ярким народным юмором, при этом у авторов «душа» болит за деревню. В пьесе Г.Кутуевой “Потерянная сноха” у Сынтимера куда-то пропала супруга, но этому никто не удивляется. Он женится во второй раз, и снова жена исчезает. Автор через описанную ситуацию показывает жизнь башкирской деревни на грани ее исчезновения в эпоху происходящих глобальных перемен. В комедии З.Файзуллиной «Свояки», Шакур не желая отдавать своячениц замуж за иностранцев, отправляется в Сибирь: он уверен, что именно там проживают лучшие мужья для них, и лучшие свояки для него. При всей своей задорности, пьеса затрагивает проблемы вынужденной миграции на чужбину. АЙБУЛАТ СИСАНБАЕВ И РИНАТ СУЛЕЙМАНОВ. В пьесе А.Сисанбаева “Соседи и люди” вдова Сания, на сороковой день поминок узнает от соседа Мидхата, что ее муж свой трактор завещал ему и оставил расписку. Мидхат всегда завидовал богатству соседа, поэтому его цель – прибрать соседское добро и значит расписок от умершего станет еще больше. Комедия Р.Сулейманова “Домовой” это «комедия положений» с ее классическими приемами: внезапности, перевертыши, разоблачения. Студент Ришат остался один в квартире своей девушки Гульсум. Только он загрузил вещи в стиральную машинку, как Гульсум сообщает, что ее мама скоро приедет. Одеться невозможно, дверь стиральной машины, по законам жанра – сломалась. БАНУ КАГАРМАНОВА И АЛИНА САЛИХОВА. В их пьесах главными темами являются сложные отношения мужчины и женщины. У начинающего автора А.Салиховой, в пьесе “Вера”, супруги Василь и Фатима стоят перед нравственным выбором: любовь или прощение. В пьесе Б.Кагармановой «Качели», Айман, вернувшийся с войны инвалидом, не может смириться с увечьем и не верит, что жена Дарига искренне его любит. Его безумная ревность станет причиной настоящей жизненной драмы для членов семьи. РАЛИФ КИНЗЯБАЕВ И ЛИЛИЯ САКМАР. Авторы представили пьесы, связанные с известными личностями нашего края. Пьеса Р.Кинзябаева «Мелодия осталась услышанной» посвящена одной встрече М.Карима с А.-З. Валиди в г.Анкара. Пьеса Л.Сакмар для детей младшего и среднего школьного возраста «Балапан – птенец беркута» посвящена взрослению юного батыра Салавата Юлаева.
Пьесы на русском языке перекрестно читали: АЛЬМИРА МУХАРЯМОВА И АННА ЕРОШИНА. В комедии «Васька, Тайсик и Бабуля», автор А.Мухарямова выступает против распада семьи, призывая не жертвовать семьей ради карьеры. Васька (Василиса) узнает, что ее родители разводятся. Мама, бизнес-леди, стремящаяся к богатству, папа – писатель, не сумевший приспособиться к реалиям жизни. Васька и Бабуля решают помешать разводу. Они забирают кота, уходят из дома и разыгрывают похищение. В пьесе А.Ерошиной «Когда цветут апельсины» крепкая дружба Толика и Владимира однажды превращается в серьезное соперничество. Тщеславие и зависть становятся основой двойного предательства Толиком своего друга в личной и профессиональной жизни. Но жизнь, даст еще один шанс исправить все ошибки и с Нового года начать новую жизнь. ШАУРА ШАКУРОВА И ГУЛЬДАР КАМАЛОВА. В пьесе Ш.Шакуровой «Сыграй со мной» слепой юноша мечтает сыграть в шахматы с известным депутатом. Но во время встречи обнаруживается старая, как мир, истина: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». В пьесе Г.Камаловой «Звезда» корпоративная «холодная война» в редакции газеты «Звезда» начинает разворачиваться после известия о выделеленных трех квотах на получение квартиры от государства по льготной цене. В интриганстве и двурушничестве уличен каждый сотрудник. ВЛАДИМИР ЖЕРЕБЦОВ И НАТАЛИЯ МОШИНА. Фантасмогория, метафоричность, абсурд стали главными приемами художественной выразительности их пьес. В пьесе Н.Мошиной «”Звездные войны” на Мосфильме» для заседания комитета Госкино поводом служит просмотр Л.И.Брежневым американского фильма “Звёздные войны”, который ему понравился. Он спросил у министра культуры, почему такие фильмы не выпускают в СССР. При написании реалистичного, достоверного заседания комитета Госкино Н.Мошина придает при этом абсурдность всему происходящему, сатирически обличая. При работе над пьесой в качестве документальных источников ею были использованы дневники партийных деятелей, советских ученых, режиссера А.А.Тарковского и др. Фантастическое происшествие происходит в пьесе В.Жеребцова «Пихта, пальма, баобаб»: после грозы, возле дома Нади выросло волшебное дерево. Оно не только стремительно росло, дерево еще могло заставить мерзнуть людей с нечистой совестью. За обладание этим феноменом природы развернулась борьба со стороны местного олигарха при поддержке поселковой администрации и соседей Нади. Отбиваться от этих притязаний бедной женщине помогает лесник Гена. В итоге, чудо-дерево меняет жизнь и мировоззрение всех героев истории. АНГИЗА ИШБУЛДИНА И ДАМИР ЮСУПОВ. По повести А.Баймухаметова «Не оставляй, мама!» А.Ишбулдина написала инсценировку «Навстречу мечте» для одноименного спектакля нашего театра. При ее создании было написано несколько вариантов историй героев Алины, Даяна, Саши, не вошедших в конечный вариант спектакля. «Навстречу мечте. Неизданное» так назвала автор для наших аудиочиток свои вариативные черновики. Версии всегда интересны, по ним отслеживается развитие авторского замысла. У Д.Юсупова в пьесе “Ненаписанная пьеса для трагического актёра” экзистенциональный кризис героини Олеси обсуловлен гибелью родителей. Боль от внезапной утраты ведет к нарушению психического здоровья: Олеся знакомится с существом из иного мира. Даже встреча с Сергеем и возникшая любовь не спасут героиню от самоуничтожения. АНТОН БЕСКОРОВАЙНЫЙ И ЕКАТЕРИНА ТИМОФЕЕВА. У А.Бескоровайного пьеса “Сестрёнка” – это саркастичный монолог «маленького человека» о дефиците любви. Девятилетняя сестренка рассказывает про свой мерзкий план мести накануне свадьбы старшей сестры. Е.Тимофеева — второй автор, осветивший в пьесе «злобу дня», связанную с пандемией. В ее пьесе учитель в период т.н. самоизоляции, сочиняет тексты диктантов для учеников, выдавая их за свою (или не свою) жизнь. ТАВРИС ХАКИМОВ — адвокат, с недавних пор увлекшийся драматургией. Его пьесу «Виктория» прочитала А.Ерошина. Трогательная история о любви, страсти, горестных утратах.
В силу разных причин, несколько драматургов остались без напарников. В связи с этим, хочется выразить благодарность А.Ерошиной (читала пьесы А.Мухарямовой и Т.Хакимова), Т.Давлетбердиной (читала пьесы Х.Мударисовой и Л.Сакмар), они выручили нас и прочли пьесы дважды.
За предоставленные презенты участникам выражаем искреннюю признательность нашим друзьям и спонсорам: менеджеру Зульфие Макаренко — амбассадору шведской натуральной косметики Oriflame, графическому дизайнеру Лилии Собировой, кандидату юридических наук Ирине Асфандияровой, кандидату филологических наук, драматургу, сценаристу Ш.Шакуровой, драматургу А.Мухарямовой, представителям СМИ — телекомпании «Вся Уфа», журналам «Рампа. Культура Башкорстостана», «Агидель», «Шонкар», «Уфа», газете «Республика Башкортостан». Благодарим участников проекта, желаем вдохновения, новых пьес и их успешного сценического воплощения!
Свои пожелания, отзывы о пьесах просим оставлять в комментариях, присылать на нашу электронную почту gafury_lit@mail.ru
С уважением, Азалия Балгазина, руководитель литературно-драматургического отдела