Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]
110 лет со дня рождения Арслану Мубарякову

110 лет со дня рождения Арслану Мубарякову

Сегодня, 15 декабря 2018 года, исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера, драматурга, славного сына башкирского народа Арслана Котлоахметовича Мубарякова.
Есть люди, чьи имена еще при жизни превращаются в легенду. Таким стало и имя Арслана Кутлуахметовича Мубарякова. Он принадлежит к выдающейся когорте актеров, которая определяло лицо академического театра в течение нескольких поколений. Но даже среди талантливых коллег А.Мубаряков – явление уникальное, его судьба, его искусство – могут стать предметом научных исследований и статей.
…Салават Юлаев, Борис Годунов, Отелло, Федор Протасов, Войницкий, Олег Кошевой, Ленин, Паратов… Сколько судеб им прожито, сколько рождено глубоких незабываемых образов! Не каждому актеру удается сделать так много, как это удалось великому Мастеру башкирской сцены Арслану Мубарякову.
Его актерская биография началась еще в 1928 году с ролей Буранбая в пьесе М. Бурангулова «Башкирская свадьба» и Акшан батыра в одноименной трагедии Ф. Сулейманова – Инана в постановках В. Муртазина-Иманского на сцене Уфимского техникума искусств. Чуть позже, на профессиональной сцене он дебютировал в роли матроса из «Бучи» А. Глебова.
Арслан Мубаряков пришел в сложный и важный для театра период. Башкирский театр находился тогда на стыке перехода от привычной любительщины к высокому профессиональному искусству. Удача и успех сопутствовали Мубарякову уже с самых первых шагов его актерской жизни. А.К.Мубаряков один из тех, кто в своих образах и спектаклях сформировал новый стиль и язык башкирского профессионального театра и сейчас стоит у истоков его зарождения.
Будучи совсем молодым Арслан Мубаряков переиграл почти все пьесы ранней советской драматургии, шедшие тогда на башкирской сцене. Он создавал бесстрашных, смелых, веривших в свое дело борцов и бунтарей – персонажей «революционного театра». Актер, обладая мощным темпераментом, с потрясающей силой передавал страстную веру своих героев в дело революции, в победу добра над злом. Актерское дарование молодого Мубарякова отмечено поразительной силой перевоплощения, проникновения в глубины человеческих характеров, высоким и тонким мастерством. И все же была одна, и только одна объединяющая эти образы особенность – героический характер.
«Серость, отсутствие пламени в душе того или иного персонажа – для меня это не театр. Театр в своих наилучших проявлениях и традициях всегда тяготеет к героике, и это близко мне как к художнику, как человеку, как коммунисту», пишет о себе А. Мубаряков .
Героическое начало Арслан Мубаряков выявляет и в образах современных героев, которых он очень любил играть. Например, с большой любовью и актерской преданностью он создал образы: Олега Кошевого в инсценировке В.Галимова по роману «Молодая гвардия», генерала Шаймуратова в пьесе И.Абдуллина «Генерал Шаймуратов», Шагита Худайбердина по пьесе Р.Нигмати «На берегу белой», Шатмурата в «Карлугас» Б. Бикбая и т.д.
Подлинно мировую известность принесла Арслану Мубарякову роль Салавата Юлаева у кинорежиссера Ю.Протазанова в киноэпопее «Салават Юлаев» по сценарию Ст. Злобина. Салават Юлаев Мубарякова – это орел, идущий на взлет, но обреченный на страдания. Актер в образе мужественного национального героя, воплотил прекрасные черты народного характера с большой художественной силой и человечностью. Мубаряков создал героический образ, глубоко национальный характер, поистине борца – освободителя, что по силам было только большому актеру с ярко выраженной творческой и человеческой индивидуальностью. Сам Арслан Кутлуахметович писал: «История, прошлое должны звучать современно …<>… я выстраивал образ сподвижника Пугачева как своего современника – бойца и борца» .
Снимаясь в киноэпопее, А. Мубаряков параллельно обучался на курсах режиссуры в Москве, после чего осуществил постановку более чем двух десятков спектаклей. Среди режиссерских работ постановка «Асылъяр» М.Файзи занимает особое место. «Спектакль покоряет изяществом, неожиданным призвуком очаровательной сказки, в которой добро обязательно побеждает зло…<…>…сквозь тривиальную оболочку прорывается озорная, ликующая улыбка режиссера…» , писал С.Саитов в одной из своих статей. Так же примечательна постановка Мубарякова и Р. Файзи по пьесе М. Карима «Одинокая береза», которая была показана в Москве в 1955 году во время декады. Любовь зрителей вызывали и «Тальян -гармун» Г.Ахметшна, «Весенняя песнь» Н.Наджми, «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Тансулпан» К.Даяна, «Как закалялась сталь» по Н. Островскому, «Не называя фамилии» В.Минько – постановки А. Мубарякова, которые объединяло единство мысли режиссера, простота и жизненная достоверность. Занятия режиссурой для Мубарякова были не только потребностью его творческой личности, но и долгом руководителя Второго государственного башкирского театра, которым он стал еще в 1931 году.
Широкими шагами шел вперед талантливый актер, умелый руководитель и вел за собой башкирский театр. Строгий, но добрый, скромный, но величественный, а главное – всегда и во всем благородный. Его коллег всегда восхищал талант актера, благородность и требовательность руководителя, и в то же время – удивляла его простота, доступность и человечность.
Совместная работа с режиссером Ю.Протазановым во многом раскрепостила многогранные актерские возможности Арслана Мубарякова и послужила основой для построения таких выдающихся образов, как Федор Протасов в «Живом трупе» Л.Н. Толстого, Егор Булычев в одноименной пьесе «Егор Булычев и другие», Сатин в «На дне» М.А. Горького, Борис Годунов в одноименной трагедии А.С. Пушкина. Это был период сложной и напряженной работы над образами, каждый их которых потребовал от актера максимальной отдачи, новых актерских красок, новой трактовки, переосмысления образа. И так, каждая его роль приобретала оригинальные новые черты. Актер не только проникал в глубину создаваемого характера, но стремился придать ему своеобразие, уделяя внимание мельчайшим деталям – жесту, мимике, походке своего героя.
С одинаковым успехом Мубаряков играл в спектаклях по пьесам национальных драматургов, русской и зарубежной классике. Но все же удачнее всего получались характеры людей, которые были наиболее знакомы артисту по опыту его жизни, – герои пьес, написанных на современные тогда темы. Например, роль Тимербулата Яппарова в пьесе А. Атнабаева «Он вернулся».
С большой любовью Арслан Мубаряков играет Тимербулата, вернувшегося на родину почти после двадцатилетнего отсутствия. А в родной деревне его не ждали… Актер с потрясающей силой передал внутреннее состояние героя, его страдания и его протест против ущемления его мечты о счастье, ведь как актера Арслана Мубарякова всегда привлекали жизненность, достоверность, психологизм образов. И лишь в один момент он показывал переход от состояния необыкновенного счастья к состоянию полного отчаяния. Мубаряков с такой глубиной, так убедительно раскрывает внутренний мир своего героя – нравственно сильного человека.
На рубеже 40-х годов в репертуаре актера появляется роль Отелло, потрясшая московскую публику в дни Башкирской декады литературы и искусства в городе Москве в 1955г. Газим Шафиков об его игре писал так: «Он заполнял собою всю сцену, рос и разрастался на глазах, обволакивая пространство бешеным танцем самоуничтожения. Голос его, без того могучий и страстный оглушал слух, затем будто откатывался, снова обращаясь в гул следующего удара» . Его Отелло не поэт и не философ, как мавр Остужева, Отелло Мубарякова – простой человек. За создание этого образа Арслану Мубарякову было присвоено звание «Народного артиста Советского Союза». Одухотворенная игра, полная глубокого психологизма и жизненной правды, принесла ему широкое признание и поставила в ряд выдающихся создателей образа Отелло в советском театре.
Невозможно пройти мимо роли Ивана Войницкого в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня», где проявились другие качества актера, говорящие о его неисчерпаемых возможностях. Мубарякову удалось без вспышек своего огневого темперамента, без лишних движений и голосовых потрясений передать глубокий, сложный мир своего героя. «Работая над этим чеховским образом, я стремился увидеть в нем не слабость, а силу, пусть задавленную обстоятельствами, но способную к взрыву, к своеобразно выраженному протесту в минуту наивысшего напряжения всех нравственных сил», пишет А. Мубаряков .
Этими ролями во время декады в 1955 году Мубаряков показал не только достижения вершин башкирского актерского искусства, но и вместе с тем, огромный рост башкирского театра.
Арслан Мубряков играл во всех спектаклях, поставленных по пьесам народного поэта М.Карима. В последние дни своей жизни А.Мубаряков исполнил роль Адамшаха в трагедии М.Карима «Не бросай огонь, Прометей!». В мифического праотца и правителя тьмы и мрака, Мубаряков вложил все свои актерские возможности, жизненный опыт и создал могучий, глубокий образ Адамшаха.
Слава Мубарякова, как актера, заключалась в том, что он уводил за собой зрителя, погружая его в мир прекрасного. Он раскрывал неведомые грани, которые нашему зрителю было совершенно неизвестно. И у него были присущие только ему почерк и манера: он всегда был самим собой и в то же время – всегда разным – в зависимости от характера исполняемой роли. Ему был свойственен и трагизм, и ярко выраженный драматизм. Он мог предстать и в амплуа несравненного комического героя. Особенно ему удавались роли героические, трагедийные, острохарактерные и глубоко психологические, в которых он использовал все свое актерское дарование.
Что же объединяет столь разные роли как Отелло и Ленин, Борис Годунов и Кошкин, Тимербулат и Салават Юлаев, Паратов и Войницкий? То, что он в любой роли играл, прежде всего, судьбу человека. И зрители ему верили, верили людям, которых играл этот актер. Его образы – это живые люди, взятые из жизни, поэтому каждая его роль потрясала своей правдивостью и жизненностью. «Мубаряков жил на сцене естественной, насквозь прозрачной жизнью: мучился и страдал вулканическими страстями шекспировского мавра, безысходными переживаниями толстовского Федора Протасова, тяжело и благородно примирялся с печальной участью своего Войницкого, спокойно и твердо руководил военными действиями, облачась в бурку и папаху генерала Шаймуратова» , вспоминал Г.Шафиков.
За всю свою творческую жизнь им было сыграно около двухсот ролей, создана целая галерея ярких образов, многие из которых стали для зрителя открытием, источником глубоких переживаний и раздумий о жизни. Мубаряков щедро передавал свой актерский опыт молодому поколению, уступая свои роли. В процессе создания образа Мубаряков делился советами, подсказками. Успех коллег, товарищей по сцене всегда радовал его.
Мубаряков, бесспорно, – одна из самых главных фигур в истории башкирского театра. Ведь его имя неразрывно связано с развитием и расцветом всей башкирской культуры. Но много сил и энергии отдавал Арслан Мубаряков и общественной деятельности. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета республики, многие годы являлся руководителем и директором башкирского академического театра. А.Мубаряков обладатель таких наград, как Народный артист СССР, лауреат государственной премии им. С. Юлаева, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.
Невозможно не отметить литературные труды Арслана Мубарякова. Его перу принадлежит множество статей и даже – три пьесы: «Женушка», «Вторая молодость», «Неугасимые сердца», которые в свое время пополнили национальную драматургию.
Природа одарила актера потрясающими внешними данными: богатырское телосложение, внушительный рост, обезоруживающая открытость широкого лица, черные густые волосы, стремительный взгляд. При этом А. Мубаряков обладал невероятным по красоте, силе, гибкости и объему голосом.
Но при всем внешнем благополучии, и, несмотря на шумное признание, судьба актера башкирской сцены была полна скрытого трагизма. Если у мальчишки – лесоруба из детского дома были мечты о лучшей жизни, надежды, планы, то постепенно, в связи с известными событиями с конца 30-х г., происходит крушение: крушение, прежде всего, самой личности А. Мубарякова, после чего та гармония, которая была в нем, сменяется хаосом в его душе. А дальше – драматичная судьба. Но он был из тех, кто умеет не отягощать других своими бедами. Это редкий дар, которым обладал Мубаряков. Возможно, именно поэтому актера больше привлекали и были ближе его творческой душе психологические и трагические роли.
Мустай Карим в своих воспоминаниях об Арслане Мубарякове писал: «И вот я думаю, пытались ли мы понять его душу? Вроде бы, пытались. Однако постичь до конца его сложный внутренний мир было непросто. Свойственные только великим мастерам сцены размышления, сомнения, колебания представлялись нам порой излишними капризами. Сегодня мы каемся. И покаяние нужно нам не для того, чтобы освежить память, а для того, чтобы живущие знали, каким он был».
С того момента, когда А. Мубаряков отошел от активной работы в театре, для него, как для человека по природе деятельного, наступил тяжелый период. Многие, кто так или иначе был с ним связан, каждый по своим причинам – как-то его забросили. Да, с ним поддерживали контакт, но уже не так, как прежде. И последние годы А. Мубарякова были грустнее, чем могли бы быть…
Художник огромного таланта, Арслан Мубаряков, своим творчеством вписал яркие страницы в историю башкирского академического театра. Преданный театру, он проявлял горячую заинтересованность в сохранении и развитии лучших национальных театральных традиций.
Как служить театру? Свято, преданно, неподкупно, с безграничной к нему любовью. Служить совершенно бескорыстно. Это – в идеале. И это идеальное сочетание возвышенных качеств воплощал в себе Арслан Мубаряков.

К 105-летию мастера башкирской сцены Арслана Мубарякова около Башкирского государственного академического театра драмы им.М.Гафури состоялось открытие памятника. Композиция представляет собой фигуру артиста, выступающего на сцене, позади которого расположен фрагмент театрального занавеса. Дочь великого артиста Гюлли Арслановна Мубарякова, говоря о значимости этого события, отмечает: «…Открытие памятника Арслана Мубарякова — это открытие памятника всему театральному искусству Республики Башкортостан в лице Арслана Котлоахметовича…».

Эльвира Абдракипова