Башкирский государственный академический театр драмы им. Мажита Гафури
Кассы театра: (347) 272-35-33(347) 273-70-52

Музей

Остаётся память. Остаётся легенда.

… И зал разразился овацией! Криками «Браво» публика не отпускала актёров со сцены! Кто-то из зрителей утирал слёзы восхищения и радости от встречи с искусством, кто-то открыто и бурно выражал свой восторг от увиденного, а в ком-то спектакль оставил противоречивые чувства. Сегодня спектакль игрался в последний раз, а завтра он уйдёт в историю, постепенно превратясь в театральную легенду. Театр — живое искусство. Мы видим происходящее на сцене, мы чувствуем и сопереживаем героям — сегодня, сейчас, завтра останутся наши воспоминания, которые имеют свойство растворяться во времени… Как сохранить легенду? В какую шкатулку спрятать гром аплодисментов, в какую колбочку перелить слёзы и пот долгих дней репетиций, как упаковать радость творчества и куда пересыпать пыль дальних гастролей? Увы, это невозможно. Именно яркие впечатления от встречи с искусством и горечь расставания со спектаклем явились теми факторами, побудившими театральных деятелей или коллекционеров, страстно увлеченных театром, создавать музеи при театрах или же театральные музеи. Таковым, например, является знаменитый Театральный музей им. А.А.Бахрушина, созданный в 1894 г. промышленником и меценатом Бахрушиным Алексеем Александровичем на основе собственной театральной коллекции. Через материальные предметы театральной культуры, такие как афиши, фотографии, костюмы, они хотели, чтобы и мы спустя годы, пусть не почувствовали, но поняли, как актеры создавали образы, на какие вопросы современности откликались, чтобы мы соприкоснулись, встретились с ними в едином пространстве искусства и продолжили театральную легенду …

Музей при Башкирском государственном академическом театре им. М.Гафури — самый старейший из подобных в республике. Его официальный отсчет начинается с 1959 г., когда была впервые организована выставка, посвященная 40-летию театра. Считаю, что если театр смог уберечь некоторые документы, датируемые  началом 1920-х годов, то можно с уверенностью говорить о более ранней закладке музея, если подразумевать под этим начало коллекции. Например, в 1939 г. уже вышел приказ директора театра о создании в театре музейного совета, в котором указывается: «Для организации и руководства театральным музеем создать музейный совет в составе следующих товарищей: Бухарский – председатель, Сыртланова Л. — заместитель, Кадыров, Зубаиров, Рахимкулов — члены. Музейному совету предлагается составить план работы и организационную работу в основном закончить к 1 мая 1939 г.». Следовательно, к 1939 г. уже кем-то были бережно сохранены некоторые документы 1920-х гг., а уже с 1939 г. стала вестись планомерная работа по комплектованию. По-настоящему же, в полную силу музей театра заработал в 1965 г., в новом здании театра. Постоянная экспозиция представляла собой четыре исторических периода: 1919—30 гг.; 1931—40 гг.; 1941—50; 1951—69 гг., их отражали фотографии актёров, режиссеров, сцен из спектаклей, афиши, подарки. Одновременно шло комплектование музейного фонда, тщательно собирались все материалы, отражающие жизнь театра, активное участие в этом деле принимали Бухарский Х.Г., Сыртланова-Шляхтина Е.А., Игдавлетов З.С., Аралбаева А.К., Туйгунов Р.Г. Всем известно, что многие музеи мира создавались и сохранялись благодаря энтузиастам, истинным любителям истории. Именно они, несмотря на общественно-политические перемены, низкую зарплату, холод и пыль архивных помещений собирали, хранили, описывали ценные исторические материалы. Башкирскому театру крупно повезло, у него появился такой энтузиаст в 1987 г. В этот  год на должность заведующего музеем вступила Валитова Минсария Асфановна. Глубоко преданный театру человек, она не дала музею зачахнуть. После случившегося пожара в театре в 1993 г., музей был вынужден бездействовать до 2000 г. Но и в эти годы комплектование музейного фонда не прекращалось, Минсария Асфановна тщательно собирала и берегла материалы, не дав ни одному документу, экспонату исчезнуть. Благодаря её стараниям, в дар музею были переданы личные вещи выдающейся башкирской актрисы Бикбулатовой Зайтуны Исламовны (1908—92 гг.) — народной артистки СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (предметы мебели, одежда, сувениры, книги, фотографии, тексты ролей);  режиссера Шауры Мусовны Муртазиной, заслуженного деятеля искусств РСФСР, прославившая наш театр на весь СССР постановкой спектакля «В ночь лунного затмения» М.Карима (книги, подборка статей о её спектаклях, афиши) и режиссера Валеева Лека Валеевича — главного режиссера театра в  1971—81 гг. (редкие книги о театральном искусстве), талантливого актера Шамсутдинова Хамита Мухаметовича (сценарии, письма, записи, личные вещи). Наша любимая башкирская актриса Мубарякова Гюлли Арслановна, народная артистка СССР, дочь известных башкирских актёров-корифеев Мубарякова Арслана Котлыахметовича и Янбулатовой Рагиды Саитгалеевны, передала музею вещи своих родителей, это портреты её родителей, вещи матери — женский головной убор (калфак), платье, дамская сумочка, фотографии и свои собственные вещи. Также и другие работники театра в дар музею преподносят книги, фотографии, сувениры. Совсем недавно в музей поступили редкие фотоснимки Батршиной Суфии — замечательной актрисы—травести. В далёкие 1930-е гг. именно она непревзойденно создала образ мальчика Сагита в спектакле “Черноликие” по одноименной повести М.Гафури. Музей всегда принимает активное участие в создании музеев, имеющих отношение к Башкирскому театру, была оказана помощь при создании музеев великих башкирских актеров — Арслана Мубарякова, Хусаина Кудашева, Булата Имашева, З.Бикбулатовой.

После реконструкции здания театра, в 2000 г. для музея были выделены помещения: демонстрационный зал (200 кв. м.), оперативный фонд (38,5 кв. м), архивохранилище (43,5 кв. м) и кабинет заведующего музеем (9 кв. м) на 4 этаже, а в 2011 г. музею были выделены ещё два демонстрационных зала на 2 этаже, концепция развития которых находится на стадии разработки. Сегодня, центром музея является зал на 4 этаже с постоянной экспозицией, отражающей всю историю театра с момента основания. Здесь по периметру представлены стенды с фотографиями: первых помещений театра в г.Стерлитамаке (1919—20 гг., электротеатр «Мираж», репетиционная изба, дом, где размещался отдел искусств Башнаркомпроса), первого состава труппы, в том числе и передвижной, первых гастролей театра в Москву в 1927 г., ранних постановок театра — «Башкирская свадьба» М.Бурангулова, «Карагул» (оба — режиссер В.Муртазин-Иманский), «Ала-Тау» А.Тагирова, «Разбойники» Ф.Шиллера (оба — режиссер М.Магадеев), «Башмачки» М.Файзи (режиссер Б.Имашев), постановок 1940—50-х гг. «Одинокая береза» М.Карима (режиссеры А.Мубаряков, Р.Файзи), «Возлюбленная» М.Файзи (режиссер А.Мубаряков), «Похищение девушки» М.Карима (режиссер В.Галимов), «Дядя Ваня» А.П.Чехова (режиссер Ш.Муртазина), 1960—80-х гг. «Нэркэс» И.Юмагулова, «Лиола» Л.Пиранделло, «Красный паша» (все— режиссер Л.В.Валеев), «Галиябану» М.Файзи, «И судьба — не судьба» по повести «Долгое-долгое детство» М.Карима, «Голубая шаль» К.Тинчурина (все — режиссер Р.В.Исрафилов), 1990—2010-х гг. «Женщина, которая не умеет плакать» по пьесе «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо (режиссер А.Надыргулов), “Полет над гнездом кукушки” по роману К.Кизи, “Шаурякай” М.Бурангулова (оба — режиссер А.Абушахманов) и др. Украшением зала является галерея живописных портретов: основателя и первого художественного руководителя театра Валиуллы Муртазина-Иманского, первого профессионального режиссера, реформатора башкирской сцены Макарима Магадеева, ведущих актёров и режиссеров театра в 1920—70-е гг.: Хажи Бухарского, Вали Галимова, Зайтуны Бикбулатовой, Булата Имашева, Елизаветы Сыртлановой-Шляхтиной, Амина Зубаирова, Галимьяна Карамышева, Бэдэр Юсуповой, Талиги Бикташевой, Танхылу Рашитовой, Гинията Ушанова, Гималетдина Мингажева, Рафгата Файзи, Ляля Ахтямовой, Аклимы Садыковой, Рима Сыртланова, Газима Тукаева, Хусаина Кудашева, Рагиды Янбулатовой, Гаты Сулейманова, Ишмуллы Дильмухаметова, Гаты и Закии Арслановых, Зайни Игдавлетова, Хая Фахреева, Асии Нафиковой. Всё величие и достояние не только главного башкирского театра республики, но и духовной культуры башкирского народа выражено в поистине великолепном, монументальном полотне “Созвездие” работы художников Р.Зайнетдинова и Г.Калитова. На картине, по авторскому видению — “плечом к плечу” изображены выдающие личности театра, литературы и музыки (34 человека). В зале также представлены некоторые сценические костюмы, это костюм Танкабике—Г.А.Мубаряковой к спектаклю “В ночь лунного затмения”, Сарры — З.К.Атнабаевой к спектаклю “Иванов” А.П.Чехова, Карим-бая — Ф.С.Гафарова к спектаклю “Башмачки”, Янгильды— З.С.Валитова к спектаклю “Башкирская свадьба”, Дианы—Т.Д.Бабичевой к спектаклю “Собака на сене” Лопе де Веги и др. Гордостью экспозиции можно назвать эскизы и макеты известного не только у нас, но и в России, сценографа Тана Гумеровича Еникеева, осуществившего художественное оформление таких «звездных спектаклей» Башдрамы, как «Не бросай огонь, Прометей!» М.Карима, «Красный паша» Н.Асанбаева, «Бибинур, ах, Бибинур!» Ф.Булякова. У нас находятся его эскизы к спектаклям «Три сестры» А.П.Чехова, «Бибинур, ах, Бибинур!», макет к спектаклю «Шаймуратов-генерал» Ф.Булякова. Хочется и дальше похвастаться реликвиями музея, но не стану этого делать, чтобы не лишить вас, уважаемые зрители, удовольствия самим познакомиться с музеем и побольше узнать о театре!

Сокровищницей музея является его архивная часть, по-другому её можно назвать научной лабораторией, куда входить разрешено только избранным. Вот где сосредоточены уникальные сведения по истории театра! Здесь хранятся афиши и программки с 1920-х гг., среди которых редкая афиша и программа Олимпиады театров и искусства народов СССР (1930 г.), газетные рецензии с 1930-х гг., пьесы «Воронье гнездо» Ш.Камала (1931 г.), «Ходжа Насретдин» В.Эльтона (1939 г.), «Пламя» Г.Мингажева (1939 г.), экземпляры режиссерских вариантов пьес «И судьба — не судьба» (режиссер В.Исрафилов), «Озорная молодость» И.Абдуллина (режиссер Л.Валеев), переводы пьес Г.Шамукова, Р.Янбулатовой, Н.Хафизова, а также письма, различные рукописи, протоколы художественных советов, учетная картотека спектаклей, театральная литература и периодика, дневниковые записи. Например, среди вещей З.Бикбулатовой, обнаружен лист из её дневника, по которому мы узнаём: «16 мая. Златоуст. 1960 г. Первый день «К-урлау» (речь идёт о спектакле «Ҡыҙ урлау» — «Похищение девушки» М.Карима — примечание Б.А.). Аншлаг. Спектакль принимался очень хорошо. Народ давал > чем артисты. Артисты не были столь вдохновенны чем зрители. Волна овации. Море смеха, радости и слез». Так коротко, но живо и ясно…

Театр вечен! И значит, у музея всегда будет много работы. Ещё многое предстоит сделать по систематизации, комплектованию, учёту и культурному просветительству. Нам нужно вернуть некоторые забытые имена, особенно представителей первого поколения, попытаться воссоздать и реконструировать многие постановки раннего периода через афиши, рецензии тех лет, написанных на старотюркском алфавите. Почему акцент делаю на ранних постановках, потому что у нынешних постановок есть преимущество — видеофиксация. А самое главное — нам надо внимательно и чутко передать следующим поколениям нашу театральную легенду…

Азалия Балгазина

Статьи о музее и истории театра:

  1. Остается легенда //Бельские просторы. 2013. № 7.
  2. Театр вечен!//Мир музея. 2013. № 11.
субботник в музее
      Субботник в музее. Конец 1930-х гг. На переднем плане, слева – актриса З.И.Бикбулатова, справа – заведующая музеем Е.А.Сыртланова-Шляхтина
IMG_2432
                                                                                                                                        Экспозиционный зал музея на 4 этаже

Из коллекций музея: 

Афиши

 

Фотографии спектаклей прошлых лет:

1920-е гг.

 

1930-е гг.

 

1940-е гг. 

 

1950-е гг.

 

1960-е гг.

 

1970 -е гг.

 

1980 -е гг.

 

1990-е гг.

 

2000-2005 гг.