Газим Тукаев родился 14 марта 1909 года в деревне Ново-Янбеково Белебеевского уезда Уфимской губернии, ныне Новоянбеково Давлекановского района Республики Башкортостан. Газим Тукаев с самого детства имел несомненные актерские задатки, поэтому в 1930 году начал выступать на сцене Башкирского академического театра драмы и одновременно поступил в Башкирский техникум искусств. В 1932 году он успешно окончил техникум по классу Макарима Магадеева и Валиуллы Муртазина-Иманского.
Отслужив в рядах Красной Армии, актер возвратился на сцену родного театра. Газим Тукаев получил широкую известность как мастер театрально-художественного перевоплощения и импровизации, он обладал уникальной способностью персонифицирования зверей, птиц, явлений природы, предметов, умел создавать фантастические персонажи. Как артист он владел широчайшим диапазоном сценических форм, непревзойденно играл характерные и комедийные роли, всегда умел наладить «живой» контакт со зрительным залом.
Лучшими ролями Газима Тукаева в национальном репертуаре по праву считаются образы Байрамгула («На берегу Агидели» Рашита Нигмати), Закирьяна («Буре навстречу» Ризы Ишмурата), Ябагаева («Страна Айгуль» Мустая Карима), Карим-бая и Вафы («Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова), Дервиша («В ночь лунного затмения» Мустая Карима), Калмантаева («Белая сирень» Нажипа Асанбаева).
Одинаково талантливо Газим Тукаев играл и в русских классических спектаклях. Его блестящая игра в спектаклях «Ревизор» Николая Гоголя (Земляника), «Дядя Ваня» Антона Чехова (Телегин), «Человек с ружьем» Николая Погодина (Шадрин), «Женитьба Бальзаминова» Александра Островского (Бальзаминов) отличалась многоплановостью и всегда вызывала восторг зрителей.
Актер отличался завидным постоянством и никогда не изменял родному театру. Отдав Башакадемтеатру драмы около полувека, он работал там до последнего дня жизни.
Без театра Газим Гидельмутагарович не представлял своего существования. При его жизни коллеги говорили: «В быту артист Газим Тукаев ничуть не похож на актера. Медлительные короткие движения; стертый неопределенный жест; неспешная речь. Разве что цепкий взгляд, да бесподобный юмор, покалывающий остротами, словно искорки богатого костра, сигнализирует о деятельной натуре».
Да, он был поразительно естественен на сцене и искренен в чувствах, он решительно отвергал позу, горластую патетику, пустую риторику, неотступно утверждая, как он сам говорил «честные правила» сценического переживания. Его роли: Казый («Черноликие» М.Гафури), Ишмай («Тансулпан» К.Даян), Шаи («Одинокая береза» М.Карим), Дарвиш («В ночь лунного затмения» М.Карим), Габдрашит («Асылъяр» М.Файзи) и многие др. были высоко оценены зрителями и общественностью. Он не только лепил характер, создавал тип, а привлекал внимание зрителя к духовной проблеме. Поэтому персонаж, сыгранный им, мог обрести в сознании публики нарицательное значение. Четкая социальная ориентировка, жизненная достоверность, убедительность и меткость характерных деталей сценического образа оставались обязательными. Щедрость красок и метафор была столь же свойственна богатой художественной натуре Газима Тукаева. Он был блистательно остроумен в юморесках, весел и зол в сатире, трогателен в мелодраме, глубок и контрастен в драме, наконец, и трагический жанр был открыт ему в своих границах.
Газим Тукаев – талантливый артист, легендарный мастер сцены, истинно народный любимец, благородные идеалы и светлый образ которого продолжают жить в памяти народа.