Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]
ПОЗДРАВЛЯЕМ ТАНЗИЛЮ ХИСАМОВУ!

ПОЗДРАВЛЯЕМ ТАНЗИЛЮ ХИСАМОВУ!

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 6.04.2021 г. актриса нашего театра Хисамова Танзиля Динисламовна награждена высоким почетным званием «Заслуженный артист Российской Федерации».

Коллектив театра от всей души поздравляет Танзилю Динисламовну и желает ей крепкого здоровья, вдохновения, творческого долголетия, новых интересных ролей и благополучия во всем!

ХИСАМОВА ТАНЗИЛЯ работает в Башкирском академическом театре драмы им. М.Гафури с 1966 года (с перерывами) сразу после окончания Уфимского училища искусств.

Зрители с первых ролей полюбили актрису, таланту которой подвластны самые разноплановые роли: лирические, драматические, острохарактерные и комедийные: Люба («Крепостные», А.Ульянинского по Н.С.Лескову), Нэркес («Нэркес», И.Юмагулова), Сагадат («Сын солдата», А.Мирзагитова), Салима («Шункар», А.Атнабаева), Варвара  («Наследство» А.Сафронова), Надя, Полина («Трибунал», А.Макаенка), Служанка («Их четверо», Г.Запольской), Люба («Жили бы как люди», Н.Терентьева), Сильва («Ходжа Насретдин», Н.Исанбета), Ишбикэ («Шумбай», К.Мэргена), Зиляйлюк («Затейник», Р.Сафина), Тансулпан («Тансулпан», К.Даяна) и др. Уже в названных ролях, а потом и в последующих работах Хисамовой Т.Д.: Сарра («Иванов» А.П.Чехова),  Кафия («Долгое-долгое детство» по повести М.Карима), Айна («Дуга с колокольчиками» Н.Наджми), Асия («Башкирская свадьба» М.Бурангулова), Мать («Камикадзе» Ф.Булякова), Гульниса  («Райса+Файзи» Н.Асанбаева), Эльвира («Среда, среда» Т.Миннуллина) определились главные особенности творчества Т.Хисамовой – верность как культуре и традициям башкирского народного искусства, так и приверженность русской психологической школе, утверждение нравственно-эстетических идеалов и принципов гражданского самосознания. Благодаря природному самобытному таланту, способности к импровизации, Т.Д. Хисамова плавно и органично перешла к ролям возрастного плана, мастерски исполнила такие роли, как: Янсылу в спектакле «Эх, невеста, невестушка!» Х.Зарипова, Балбикэ – «Любви все возрасты покорны» Н.Гаитбаева, Аксылу – «Дочь степей» А.Ягафаровой, Жиган – «Башмачки» Х.Ибрагимова, Туганай – «Сэсэны» И.Юмагулова, Фануза – «Однажды в санатории…» Н.Гаитбаева. Они ярко свидетельствуют о широком творческом диапазоне актрисы. Среди последних успешных работ Т.Хисамовой: Мать в мелодраме Х.Мударисовой «Цена счастья», Гильми в драме «Черноликие» по повести М.Гафури, Бабка в спектакле «Белый пароход» по повести Ч.Айтматова. Актриса мастерски выстраивает даже второстепенные образы, выводя их на уровень центральных.

Про ее образ несчастной старухи Зумрат в спектакле «Нэркес» И.Юмагулова в СМИ писали: «Из глубины сцены возникает горбунья Зумрат – образ красавиц, похищенных в наложницы, но не сломленных, поющих родные напевы и мечтающих вернутся на Родину, к любимым. Голос Зумрат созвучен ветрам, плачу ребенка, волчьему вою, пропитан такой тоской и печалью, что выворачивают душу наизнанку…».

Самой объемной и сильной в творчестве актрисы за последние годы стала роль Упырихи по роману Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза» (инсц. Я.Пулинович) в постановке режиссера А.Абушахманова. Данная постановка имеет ошеломительный успех, спектакль объехал десятки городов России, участвовал на престижных фестивалях. Критики отмечают, что Упыриха Т.Хисамовой поражает психологической глубиной и силой сценического воплощения, объемной, яркой лепкой характера, смелостью красок. Российские театроведы об этой роли актрисы пишут: «И вот уже Упыриха (Танзиля Хисамова) — это не просто свекровь, это ведьма верхнего мира Юха, принявшая человеческий облик»; «Призраком бродит по сцене Упыриха Т.Хисамовой. Жуткий образ, как будто сделанный из серой пыли…».

Т.Хисамова имеет и свою фильмографию, в 2000 и 2001 гг. снялась в фильмах ГТРК «Башкортостан»: «Медаль» и «Дочь Луны» (сериал). Актриса  увлекается и поэтическим творчеством, в журнале «Шонкар» публиковались ее лирические стихотворения.

.