Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
О спектакле «Антигона»: интервью с актрисой Лилией Галиной

О спектакле «Антигона»: интервью с актрисой Лилией Галиной

Исполнительница главной роли Антигоны в одноименном спектакле по пьесе Жана Ануя, в постановке приглашенного режиссера Фарида Бикчантаева (Татарстан), победительница в номинации «За лучшую женскую роль» Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (2017), номинант на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» (2017-2018) Лилия Галина о работе над ролью Антигоны.

Лилия, расскажи, пожалуйста, о своем образе Антигоны.

Мы старались показать Антигону без всякой героической патетики, простым человеком, юной девушкой со своим особым внутренним миром. Она может быть немного странной, местами приземленной, у нее есть страхи и в тоже время бесстрашие, она одновременно скромна и воинственна. Антигона – героиня, которая любит до последнего вздоха, если она решилась на какой-либо поступок, то она идет до конца. Но в то же время она не абсолютная Героиня. Ее терзают сомнения. Например, в сцене с Гемоном она хочет, чтобы их встреча как можно быстрее закончилась, чтобы он не успел ее переубедить.

(Сцена с Гемоном – Ильсуром Баимовым)

 «Антигона» – это твоя первая работа с режиссером Татарского академического театра имени Г. Камала Фаридом Бикчантаевым?

Хочется сказать, что каждая новая роль – это волнение и страх. Двойное волнение я испытала, когда начала работать с Фаридом Бикчантаевым, так как спектакль «Антигона» –  наша первая с ним совместная работа. Чувствовалась ответственность перед режиссером, перед актерами. Думаю, перед работой волновались все. Но Фарид  Рифкатович смог создать для нас по-доброму творческую атмосферу, мы стали единым организмом: делали тренажи, как в студенчестве. Конечно, были и свои противоречия, но любому актеру интереснее, когда есть некий творческий конфликт, после которого ты начинаешь преодолевать, быть в поиске.

Мы каждый раз вдохновлялись репетиционным процессом. Фарид Рифкатович сумел заразить нас своей энергетикой, мыслями, рассказами. Каждую репетицию мы погружались в самые разные истории, с большим удовольствием мы слушали, как он рассказывает про какую-либо книгу, танец, музыку… Мы шли домой и читали, смотрели. Нас это безумно вдохновляло и поддерживало. Мы пополняли свой творческий багаж, что безумно помогало лично мне при работе над ролью.

Как то раз на одной репетиции Фарид Рифкатович включил знаменитую песню Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien» (Нет, я не жалею ни о чем). Выйдя во время репетиции на сцену, я безумно вдохновилась, для меня эта композиция олицетворяла ту внутреннюю свободу, которая жила и в Антигоне. Я почувствовала некий полет, прилив сил.

А что тебя еще вдохновляло при создании образа?

Меня вдохновляла также знаменитая мексиканская художница Фрида Кало, легендарная немецкая танцовщица Пина Бауш и американская рок-певица Дженис Джоплин. Кстати, Дженис Джоплин и Антигона для меня чем-то похожи: у них есть некая внутренняя красота, внутренняя боль, они наполненные и сильные личности. В жизни зачастую ведь не так важна внешность, как внутренний мир, внутреннее состояние человека. Пина Бауш говорила, что ей неважно то, как двигается танцор, важно то, что у танцора в этот момент происходит внутри. И в спектакле главное – не столько сама смерть Антигоны, сколько ее вознесение над этим миром после смерти.

Но хочу сказать, что вдохновлялась я и своими партнерами по сцене. Одним из моих любимых героев был Гемон Ильсура Баимова. Поддерживал при работе над ролью Олег Закирович Ханов – исполнитель Креона. Вообще сцена Антигоны и Креона в спектакле решающая и очень эмоциональная.

(Сцена Антигоны и Креона – Олега Ханова)

Вот премьера состоялась, роль выпущена… стоит ли оставлять свой образ таким, какой он есть?

Нет, несмотря на то, что премьера проходит, работа над ролью не имеет конца и предела. Работать нужно всегда, ведь только так ты находишь для себя что-то новое. Я поняла одну важную вещь, что нужно уметь посмотреть на себя, на свой сценический образ со стороны, после этого видно, что необходимо подправить или, наоборот, добавить. Самое главное – это, когда ты не удовлетворена своей работой. Это дает большой стимул двигаться дальше. Нужно всегда быть в поиске, никогда не успокаиваться творчески. В этом суть нашей профессии – сохранять нерв внутри себя, ведь каждый спектакль он разный, каждый выход на сцену как первый.

Я видела рисунки твоих зрителей, которые нарисовали твой образ Антигоны… Пишут ли тебе твои поклонники после спектакля? Как ты относишься к разным комментариям в свой адрес? 

Когда зрители пишут свои впечатления, это очень приятно. А от детских рисунков ты вообще получаешь огромный заряд энергии. Для этого мы и играем. Зрители вдохновляются нашей игрой, нашими образами, героями. Они оставляют свои отзывы, самые разные, пишут о своих впечатлениях, делятся мыслями, рисуют. Так происходит взаимообмен энергиями между актером и зрителем. Такая атмосфера и должна быть в театре, во время и после просмотра спектакля. Негативные отзывы тоже есть, что вполне естественно. Наверное, должно быть некое равновесие между плохим и хорошим комментарием, некий баланс. Сейчас в век расцвета интернета, в социальных сетях можно написать абсолютно все, даже не открывая своего лица, имени. Поэтому должны все-таки существовать некие рамки.

Как ты настраиваешься на спектакль?

В день спектакля я, конечно, думаю о том, как выходить на сцену, но при этом я не хожу целый день в образе, а просто настраиваюсь. Я могу разговаривать, заниматься своими делами и в этот же момент думать о предстоящей роли. Это вполне естественно. Но, если спектакль не игрался около года или даже больше, то мне необходимо около двух-трех дней, чтобы вспомнить не только текст, но и те задачи, которые были поставлены режиссером.  Также могу послушать музыку перед выходом, пока нахожусь в гримерной. У меня есть свой плей-лист песен на каждый образ.

Поделись мыслями, впечатлениями по поводу номинирования тебя на «Золотую Маску».

Здесь трудно подобрать какие-либо слова, что это для меня. Все фестивали, награды, дипломы – это, безусловно, приятная и важная оценка профессионалов. Но для меня, скорее всего, получение награды – больше стимул двигаться вперед. Я не ставлю перед собой цель завоевать множество призов, быть победителем. Мой выход на сцену – это выход к публике, в первую очередь. Когда зритель приходит в театр на спектакль, он смотрит на тебя не как на номинанта какого-либо фестиваля, а просто как на актера, который играет здесь и сейчас.

Главная награда, моя поддержка, источник вдохновения – это моя семья: родители, муж, сын. Можно иметь звания, множество регалий, призов, но это все будет приходящим, меняющимся. Моя же любовь к семье всегда остается неизменной, и они меня любят совсем не из-за номинаций.

Лилия, спасибо большое за теплый диалог!

Беседовала: Ирина Шамсутдинова

 

Для справки: Галина Лилия Минниахатовна в 2012 году окончила Уфимский государственный академию искусств им. З.Исмагилова (ныне Уфимский государственный институт искусств им.З.Исмагилова), в том же году была принята в труппу Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури. Лилия Галина – участник  III  Республиканского  семинара — лаборатории современной драматургии и режиссуры  (13-16.04. 2016 г., спектакль  «Песнь о Трое. Здесь и сейчас» (по мотивам «Илиады» Гомера, реж.  И. Сакаев). Обладатель приза в номинации «За лучшую женскую роль» Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (2017), номинант на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» (2017-2018).

Играет в спектаклях:

«МАКТЫМСЫЛУ, АБЛЯЙ И КАРА ЮРГА» роль: Гульмарьям, Жеребенок
«ЦЕНА СЧАСТЬЯ» роль: Загида
«РУДИ – NEVER OFF…» роль: Мать Рудольфа ,Молодые танцовщики
«БЕЛЫЙ ПАРОХОД» роль: Мужчины, женщины, акыны, воины
«ЗАТМЕНИЕ» роль: Зубаржат
«ЖАННА. ДАЛЬШЕ БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ» роль: Рита
«ЧЕРНОЛИКИЕ» роль: Гали
«КОТ В САПОГАХ» роль: Принцесса
«СКУПОЙ» роль: Мариана
«ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА» роль: Элли
«ЮСУФ и ЗУЛЕЙХА» роль: в юности
«МУЖ НА ЧАС» роль: Римма
«АНТИГОНА» роль: Антигона
«Я – МАРАТ» роль: Алия