Имя Тимербулата Имашева (Булат Имашев) навсегда останется в истории башкирского театрального искусства. Он был непосредственным участником становления башкирского национального театра, первым сыграл роль Салавата Юлаева в пьесе Баязита Бикбая «Салават». Этому талантливому, красивому и внешне, и внутренне человеку суждено было сыграть значительную роль в становлении и развитии Башкирского драматического театра, театра оперы и балета. Всего лишь восемнадцать лет отвела ему судьба на активную творческую деятельность, но и за этот короткий период он достиг многого: исполнил немало главных ролей, поставил несколько драматических и музыкальных спектаклей, воспитал целую плеяду замечательных артистов, ставших любимцами всего многонационального народа Башкортостана.

Родительский дом – начало начал

Недалеко от села Азнаево на берегу реки Услы до 1934 года располагалась деревня Башяйляу, в которую одиннадцать семей Имашевых перебрались в 1924 году. Поставили один за другим крепкие дома из добротных бревен, выращивали хлеб на плодородных землях, тыкву в огородах, другие овощи. Отец Булата Имашева Губайдулла, бывший волостной старшина, был человеком незаурядным и авторитетным. Он интересовался событиями в стране, получал рабочую газету «Искра». Любил народные песни, зажигательно плясал. Не только яркий живой ум, актерский талант, но и прямолинейный, правдивый характер унаследовал от него старший сын Булат. Имашевские качества – смелость и решительность позволили ему уже в тринадцатилетнем возрасте уверенно шагнуть во взрослую жизнь. После смерти жены Гайнии отец будущего актера женился на молодой девушке. Злой характер мачехи и вынудил юношу оставить родной дом и отправиться со своим другом в поисках знаний и счастья в сторону Стерлитамака. Затем он добрался до Оренбурга, поступил в педагогический техникум. Одновременно занимался в любительском кружке, получал первые уроки актерского мастерства в Оренбургском драматическом театре. Учеба в Каравансарае и положила начало его пути на сцену.

После закрытия педтехникума в Оренбурге он перебирается в Уфу, устраивается на работу в типографию и продолжает участвовать в художественной самодеятельности. Заметив у привлекательного парня природную одаренность, патриархи башкирской литературы и искусства Ш. Худайбердин, Д. Юлтый, Г. Давлетшин и М. Муртазин посоветовали ему учиться на артиста. Вот так сильнейший в Уфе драматический кружок открыл Булату Имашеву путь в театральный техникум, определив всю дальнейшую судьбу. После его окончания подающий большие надежды молодой актер начинает выступать на сцене Башкирского драматического театра и очень скоро становится любимцем публики. Его искристые глаза, обаятельное, выразительное лицо, горячий темперамент, статная фигура завораживают зрителя. Имашеву доверяют не только главные роли почти во всех спектаклях, но и работу в режиссерской группе. Среди его наставников были видные мастера сцены: художественный руководитель театра М. Магадиев, директор и режиссер В. Муртазин.

В 1928 году на сцене Башкирского драматического театра состоялась премьера музыкальной драмы «Салават Юлаев», роль национального героя в нем сыграл Булат Имашев. Среди блестяще сыгранных им ролей – Юлай в «Сакмаре» С. Мифтахова, Суюндук в «Караголе» Д. Юлтыя, Незнамов в «Без вины виноватых» А. Островского. Успех у зрителей и большой авторитет в мире театра не вскружили ему голову. С редкой настойчивостью он продолжает совершенствовать свое мастерство, параллельно с работой в театре преподает в Уфимском театральном техникуме и дает увлекательные уроки, одновременно учится на заочном отделении Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского.

«Я люблю свой театр, за него все отдам…»

Башкирский театр драмы в лице Имашева приобрел не только талантливого актера, но и режиссера. Выпускник ГИТИСа, художественный руководитель театра М. Магадиев в постановке спектаклей первым опирался на талантливого ученика, который впоследствии оправдал его надежды. Уже с 1929 года Булат Имашев – режиссер Башдрамтеатра: под его началом получают вторую жизнь спектакли «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова, зрители с восторгом принимают в его постановке спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева, в котором он сыграл главную роль. В 1938 году с учреждением Башкирского театра оперы и балета наш земляк назначается его директором и главным режиссером и осуществляет постановку спектаклей «Евгений Онегин», «Аршин мал алан», «Сакмар», «Акбузат», «Беглец», и т.д. К концу тридцатых Булат Имашев становится одним из самых популярных и любимых артистов и деятелей театра в республике. Это, конечно же, не нравится завистникам, которых вокруг ярких личностей всегда бывает немало. А в тридцатые годы оклеветать человека не составляло труда. Сотрудники НКВД арестованного якобы за превышение служебных полномочий Булата Имашева на допросы в театр оперы и балета ведут специально по многолюдным улицам, чтобы ранить больнее его тонкую душу. К счастью, НКВД выпускает его из своих «лап». Но в 1944 году он освобождается от должности директора театра оперы и балета. В своем дневнике 5 ноября 1944 года Имашев пишет: «Мое освобождение от директорства – это счастье для искусства и для меня. Начинает сбываться моя творческая мечта актера, режиссера и педагога. Я люблю свой театр, за него все отдам, люблю актеров, работников театра». В этом же году наш земляк награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Немало он делал для молодых актеров, помогал им раскрывать свой талант, как режиссер доверял серьезные роли. Заметную роль Имашев сыграл в судьбе тогда еще молодого актера Арслана Мубарякова. Именно он настоял на его утверждении на роль Халила в спектакле «Галиябану». С его легкой руки на башкирской сцене засияла новая звезда.

В разгар Великой Отечественной войны ему было поручено организовать в Учалах колхозно-совхозный театр. И за эту работу Имашев принимается с присущей ему энергией, обивает пороги различных высоких инстанций, решая вопросы своего нового детища. Вместе с подругой жизни – талантливым театральным художником Галией Имашевой – он создает театр из одаренных участников художественной самодеятельности, в течение короткого времени вошедший в число лучших театральных коллективов республики.

Кипучая жизнь Булата Имашева трагически обрывается в товарном вагоне, когда он по делам ехал из Учалов в Уфу. Это случилось 12 апреля 1946 года.

 

Актерские работы

Салават Юлаев («Салават» Б. Бикбая)

Юлай («Сакмар» С. Мифтахова)

Суюндук («Карагол» Д. Юлтыя)

Буранбай («Башкирская свадьба» М. Бурангулова)

Князь Курбский («Борис Годунов» А. Пушкина)

Закир («Черноликие» М. Гафури)

Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера)

Фрондосо («Овечий источник» Лопе де Вега)

Яровой («Любовь Яровая» К. Тренева)

Жадов («Доходное место» А. Островского)

Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского)

Платон Кречет («Платон Кречет» А. Корнейчука)

 

Постановки:

«Славная эпоха» Ризы Ишмурата, «Казанское полотенце» Карима Тинчурина, «Без вины виноватые» (1933), «Любовь Яровая» (1937); «Дружба и любовь» С. Мифтахова (1939), «Галиябану» М.Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова;

Оперные – «Карлугас» («Ласточка») Чемберджи (1941), «Акбузат» Спадавеккиа и Заимова (1942), «Евгений Онегин», «Аршин мал алан», «Беглец».

 

https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/363915/bio/

Добавить комментарий