Башкирский государственный академический театр драмы им.М.Гафури
[bvi text=""]

В детстве Зинира Атнабаева обожала петь и танцевать. И всегда знала, что будет актрисой. Да она и являлась ею для родных и односельчан – все пророчили маленькой девочке великое будущее. Так что ничего случайного не было в том, что после окончания школы в родном Курдыме Татышлинского района Башкирии Зинира Атнабаева стала студенткой ГИТИСа (Москва). И также не было ничего удивительного в том, что спустя пять лет, уже на сцене Башкирского государственного академического театра драмы, она сразу начала играть главные роли.

Первой работой Зиниры Атнабаевой в театре была Равия в спектакле «Он вернулся» по пьесе Ангама Атнабаева. Можно сказать, что родной брат практически всю жизнь сопровождал актрису в ее творчестве. Она играла в одиннадцати пьесах народного поэта Башкортостана, поставленных в БАТД самыми разными режиссерами. Также Зинира Атнабаева признается, что они с братом всю жизнь преклонялись перед матерью и установили той своеобразный памятник еще при ее жизни. Ведь образы Хазины и Амины в драмах «Дети мои» и «В распутицу», которые создала свое время Зинира Касимовна в спектаклях по пьесам Ангама Атнабаева, посвящены маме – самому дорогому для брата с сестрой человеку.

А своей матерью на сцене актриса смело называет Зайтуну Бикбулатову, отцом – Арслана Мубарякова. И даже дело не в том, что в некоторых спектаклях Зинира Атнабаева играла роли дочерей тех героев, образы которых создавали корифеи флагмана национального искусства. Просто сей факт уже сам по себе можно назвать бесценной школой актерского мастерства.

Но все-таки главными «родителями» актеров на сцене являются режиссеры. Зинире Атнабаевой довелось работать с такими мастерами, как Вали Галимов, Шаура Муртазина, Лек Валиев, Рифкат Исрафилов, Азат Надыргулов и другие. С их помощью она создавала все выпавшие ей на славном творческом пути образы, благодаря им сумела проявить свое мастерство в самых разных жанрах.

В одном из своих интервью актриса произнесла мудрые слова: «Если произведение классическое – вступаешь в невольное соревнование: нужно овладеть профессией, а потом преодолеть ее. А новое, только сошедшее со стола драматурга, играть вдвойне трудно: здесь от тебя зависит, в каждой одежде, с какой душой пустишь ты героя шагать по жизни». Надо сказать, что практически все героини Зиниры Атнабаевой шагали по жизни смело, более того – они просто были обречены на долголетие. Например, свою дипломную  работу – Софию в «Бесталанной» по пьесе Ивана Карпенко-Карыя – актриса играла в течение двадцати лет.

К сожалению, далеко не все актеры национального театра могут похвастаться ролями в спектаклях, поставленных по произведениям русской и зарубежной классики. А вот Зинира Атнабаева может. И счастлива этим! Ведь в ее «послужном списке» и Лиза («Живой труп» Толстого), и Джулия («Две любви» по Шиллеру), и леди Макдуф («Макбет» Шекспира), и Сарра, а также Анна Петровна («Иванов» Чехова), и Джульетта («Двое из Вероны» Шекспира), и Туцца («Лиола» Пиранделло), и Татьяна («Грех да беда на кого не живет» Островского) и другие – такому перечню может позавидовать любая исполнительница…

А как Зинира Атнабаева любит своих героинь: «Мне представляется, что этих женщин разной судьбы, разного темперамента и характера объединяет любовь. Жажда любви, любви слепой, безоглядной, движет Татьяной Даниловной. Жертвенно, безоглядно любит Иванова Сарра. Но, узнав, что этой любви пришел конец, она умирает. Прилагает все силы ради того, чтобы стать счастливой в любви, Марта… И, наконец, Лиза, импульсивная, готовая ради своей наконец-то приобретенной любви на все».

Для этой актрисы равное значение имеет как внутренний мир героини, так и среда, в которой она живет, мельчайшие детали быта. Она умеет находить какую-нибудь характерную черту для каждой из них, очень точно, тонко и глубоко передавая душевное состояние всех этих женщин.

Например, в трагикомедии «Любишь – не любишь…» по пьесе Флорида Булякова, в которой Зинира Атнабаева играет главную роль, есть такая сцена: ее героиня Фатима, одинокая и несчастная, берет в руки обыкновенную палку, пытается «заговорить» с ней, а затем и танцевать! Смешно? Да! Но в этой короткой сцене актриса передает глубокую душевную боль своей героини – она ни разу не слышала из уст мужа признание в любви, а жизнь лишила ее детей, лишила материнского счастья. Теперь Фатиме некого любить, некого ласкать, не с кем поделиться секретами, а у деревянной палки нет ни сердца, ни языка… Именно эта работа принесла актрисе победу в номинации «Лучшая женская роль» на Республиканском фестивале «Театральная весна» в 1993 году. Заметим, что это не единственный успех Зиниры Атнабаевой в фестивалях подобного масштаба. Но ее небывалая популярность среди зрителей дороже актрисе всех дипломов.

Нельзя не отметить и еще одну сторону многогранного таланта Зиниры Атнабаевой – она актриса пишущая… Что есть довольно редкое явление в театральном искусстве. В «литературном» багаже нашей героини уже две книги, огромное количество воспоминаний и творческих портретов.

Но и это еще не все… Актриса пробовала себя и на стезе драматургии. Ее пьесу «Прерванная свадьба» поставили сразу три театра республики: Стерлитамакский башкирский, Салаватский и родной Башкирский академический!

Народная артистка России и Башкортостана Зинира Атнабаева – счастливый во всех отношениях человек. И секрет этого счастья кроется, в первую очередь, в верности себе. В верности той маленькой девочке, которая еще в школьных сочинениях писала о том, что мечтает стать актрисой…

Рида БУРАНОВА

 

 

Добавить комментарий