Премьера состоялась в 2012 году, была посвящена 80-летию со дня рождения народного поэта Республики Башкортостан РАМИ ГАРИПОВА
Один из современных уникальных проектов, в основе которого лежат реальные события. Современный жанр постановки дает возможность пронзительно и достоверно рассказать о жизни и творчестве башкирского поэта Рами Гарипова, который жил в эпоху, когда жить и творить так, как требует совесть и разум оказалось равносильно смерти.
Пустившись в «Путешествие в мир поэта» (так определен жанр постановки), зритель узнает многое о творчестве Рами Гарипова, услышит его поэзию, которая пропитана размышлениями о будущей судьбе народа, где оживают исторические личности, события прошлых лет.
Из записей автора спектакля «Февраль.Буран…» Зухры Буракаевой:
«Для башкир нет нужды рассказывать о нашем поэте Рами Гарипове – его любят и знают все. А хочу рассказать о нем тем, кто его не знает. Немного, конечно, о нем так быстро и кратко не расскажешь. Рами Гарипов – это совесть своего времени, это поэт, который торопился рассказать обо всем, что чувствовал и знал сам. О своем народе, об истории народа, о его судьбе в страшное застойное время, о 1937 годе, о Салавата Юлаеве и мн., мн. … Сын погибшего фронтовика, он учился в Литературном институте в 50-е. Много и жадно читал, был общительным, старался успевать всему. Айдар Хусаинов как-то нашел в книге воспоминаний Лидии Чуковской вот такую запись Корнея Чуковского:
«13 октября 1953 года. «Подошел башкир, студент, без шляпы, разговорились. Крепкие белые зубы, милая улыбка. Душевная чистота, благородство, пытливость. Знает Пушкина, переводит на башкирский язык Лермонтова. Простой, спокойный, вдумчивый — он очень меня утешил — и как-то был в гармонии с этим солнечным добрым днем. Учится он в Литинституте, слушает лекции Бонди. Почему-то встречу с ним я ощущаю как событие…» Рами Гарипов вернулся в Уфу, чтобы жить и работать в полную силу, окрыленный, но в Башкирии оттепельные шестидесятые пролетели еще быстрей, чем в столицах. И по сути Рами Гарипов повторил судьбу Вл. Высоцкого. Такой же принципиальный, бесстрашный и глубоко переживающий все. Поэт родился в феврале, и писал, что, наверно, из-за этого у него такая мятежная душа как буран. Он сопротивлялся, пока выдерживало сердце. Помимо огромного творческого наследия, Рами Гарипов за свою недолгую жизнь оставил нам еще уникальнейшее наследие – подробные дневники, которые он вел с 14 лет! Книга жизни. Свой 45-летний юбилей 12 февраля 1977 г. он встретил скромным ужином, приготовленным на сданные бутылки из-под кефира. Рядом были дети-школьники. Никто из друзей не пришел, только один прислал телеграмму. Его уже запрещали печатать, всюду отказывали в работе. В ту же ночь он пишет, что смешно сдаваться, если Салават Юлаев сумел вынести такое! А через неделю сердце не выдержало… 20 февраля его не стало. А его последняя запись – стихотворение, которое перевел Айдар Хусаинов – такой же неустанный пропагандист его творчества. Стих называется «Февраль. Буран…» (приведу его в конце). Так я назвала и свой сценарий, который благодаря желанию всех актеров и творческой группы, перерос в пьесу и стал полноценным спектаклем. Мы постарались в одном спектакле рассказать о сложной судьбе поэта – о Москве, о его семье, о гонениях, о смерти. Здесь два Рами Гарипова. Его дневниковые размышления – это Артур Кабиров, а самого поэта олицетворяет – Фиргат Гарипов. Жена Надя – Ирада Фазлаева, Человек из обкома – Ирек Булатов. Спасибо всем актерам (их там много), и отдельное спасибо за стих «Саптар» Руслан Хайсаров. Спасибо актерам за терпение, когда я во время читки рыдала через каждые два абзаца, спасибо за понимание той эпохи. И. конечно же, огромный поклон режиссеру Хурматулле Утяшеву, хореографу и помощнику режиссера Сулпан Аскаровой, композитору Ильшату Яхину, режиссеру видеопроекции Роману Пожидаеву. Мы ждем всех на спектакле «Февраль. Буран…»
И обещанный стих:
Не верь, не верь бурану-Февралю,
Пусть бесится без отдыха и сна.
В нем нет коварства, я же говорю, –
В его объятьях девушка-Весна.
Она придет, и будет, как всегда,
Земля полна весеннего огня,
И растворятся горе и беда,
Но это будет в мире без меня.
Но как тебя оставить, умереть?..
Но не снести мне жизни, не стерпеть…