Кассы театра: (347) 272-35-33(347) 273-70-52
Помним, почитаем…

Валиулла Муртазин-Иманский (1885 – 1938)

Валиулла Муртазин-Иманский (настоящее имя Валиулла Гайназарович Муртазин) родился 4 декабря 1885 года в деревне Имангулово 1-е Мурапталовской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии, ныне Октябрьского района Оренбургской области.

Валиулла Муртазин родился в крестьянской семье, однако он рано осиротел, поэтому его воспитывали родственники со стороны отца. Окончив начальную школу он отправляется в Оренбург, и чтобы избежать бедное существование ему приходится быть слугой у богатых людей. Спустя время он устроился на работу в мастерскую одежды. В 1903-1905 гг. Валиулла Муртазин учится в медресе «Хусаиния» в Оренбурге.

Чрезмерное упорство и азарт помогают молодому Валиулле  попасть в творческий кружок любителей театра под руководством  Ильясбека Кудашева-Ашкадарского. В 1905 году Ашкадарский из кружка создает профессиональную театральную организацию и называет её «Мусульманская драма и мелодрама». Дебют труппы проходит в 1906 в Уфе  — тогда актеры сыграли спектакль «Учёные и невежды» («Галимнәр hәм наданнар») по комедии А. Н. Островского «Ученье — свет, а неученье — тьма, или В чужом пиру похмелье» (в переводе и переделке Кудашева-Ашкадарского). Так появляется «Первая в России труппа мусульманских артистов драмы под руководством И. Б. Кудашева-Ашказарского». Валиулла Муртазин был в числе первых артистов этой труппы, после дебюта он берет псевдоним из названия родной деревни – Иманский…

Валиулла Гайназарович принял активное участие в создании первой мусульманской профессиональной труппы «Сайяр» и работал в ней актером и главным режиссером с 1907 года. В 1912-1915 годах входил в антрепризную труппу «Нур». В 1915 году создал собственную антрепризу «Ширкэт», в которой стал ведущим актером, режиссером и художественным руководителем. Позже она была преобразована в Театр Муртазина-Иманского при Культпросветкомиссии Башкирского правительства, в 1920 году — в Мусульманскую группу при политотделе 1-й Революционной армии.

В 1919 году Валиулла Гайназарович сформировал государственную театральную группу — 1-й Башкирский государственный театр. Почти два десятилетия он верно служил театру, работал актером, режиссером-постановщиком, в разные годы был директором и художественным руководителем Башкирского театра.

«Валиулла Муртазин-Иманский – основатель, директор и художественный руководитель Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури, центральная определяющая фигура в театре на протяжении почти двух десятилетий. Он вел свое детище от первых робких шагов до уверенной поступи профессионализма, ответственных московских гастролей, широкого общественного признания.

Вдохновленный демократическими лозунгами революционного времени, проявляя недюжинный органиазторский талант, он с завидным упорством и терпением строил фундамент национальной сцены, вовлекая в это новое дело одаренных людей из всех слоев общества. Имея за плечами немалый опыт работы актером и режиссером в известных татарских труппах, он знал и умел больше, чем кто-либо из его молодого окружения. Неустроенность театрального быта, суета каждодневных забот, дилетантизм труппы, неискушенность публики не уводили его отрешения первостепенных задач: создания национального репертуара, воспитания актерского коллектива и органичного вхождения в народную жизнь и культуру. Что касается последнего, то красноречивый пример тому – создание в 1924 году Башкирского передвижного театра – дочернего образования основной труппы, деятельность которого носила ярко выраженный культурно-просветительский характер, не чуждаясь в то же время и актуальных агитационно-пропагандистских задач и акций. Благодаря этому коллективу искусство сцены проникло в такие глухие уголки Башкортостана, где раньше даже не подозревали о существовании театра как такового.

Ориентируясь на известные ему формы европейского театра, синтезируя опыт современной русской и татарской сцены, В.Муртазин-Иманский активно внедрял в сценическую практику традиции богатейшего башкирского фольклора и народного музыкально-поэтического исполнительства. Это определяло разнообразие и самобытность его ранних постановок, и, вместе с тем, существенно влияло на формирование молодой башкирской драматургии…». – из книги «Путь театра», автор профессор С.Г.Кусимова.

 

Как актер Муртазин-Иманский сыграл около 500 ролей в спектаклях самого разнообразного репертуара. Обладая большим сценическим темпераментом, редкой пластичностью, яркой эмоциональностью, он создал запоминающиеся образы в классических спектаклях по пьесам Генриха Гейне (Альмансор в одноименной пьесе), Фридриха Шиллера (Фердинанд, Карл и Франц Мооры в «Коварство и любовь» и «Разбойники»), Николая Гоголя (Хлестаков в «Ревизоре»), Максима Горького, Александра Пушкина.

Валиулла Гайназарович вдохновенно и одухотворенно сыграл ряд ролей национального репертуара: Юмагула («Ашкадар» Мухаметши Бурангулова), Салавата Юлаева («Салават и Пугачев» по пьесе Муртазина-Иманского и Даута Юлтыя, «Салават батыр» по исторической драме Абдулкадыра Инана, «Пугачевщина» по драме Константина Тренёва).

Муртазин-Иманский талантливо ставил первые спектакли национального репертуара по пьесам Гаяза Исхаки, Галиаскара Камала, Сагита Рамеева, Фатиха Амирхана и других драматургов. Он первым поставил на театральной сцене музыкальную мелодраму «Галиябану» Мирхайдара Файзи, инсценировал поэму Шайхзады Бабича «Газазил» («Азазель»).

В 1930 году Муртазин-Иманский выступил с докладом об основных принципах художественного метода социалистического реализма на Всесоюзной олимпиаде театров и искусства народов СССР в Москве.

В эти годы Валиулла Гайназарович стал создателем новой театральной системы, которая представляла синтез последовательного реализма, экспрессионизма и конструктивизма. В его учении художественный ансамбль рассматривался как театрально-сценическое отражение народного обряда. В те годы системой Иманского руководствовались все существующие театры республики.

В 1922 году Муртазину-Иманскому было присвоено высокое звание народного артиста Башкирской АССР. Этот высокий знак отличия был получен им первым среди деятелей культуры Башкирии. В 1935 году он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

21 октября 1937 года Валиулла Гайназарович был арестован. По обвинению: «антисоветская пропаганда и контрреволюционная деятельность», он был приговорен к высшей мере наказания. Одним из пунктов обвинения стало и «родство с врагом народа Мусой Муртазиным». Он был расстрелян 10 июля 1938 года. Место захоронения Муртазина-Иманского неизвестно.

26 июля 1957 года был реабилитирован.

На фото: артисты передвижного театра.

Фото из архива театра

Комментарии читателей статьи "Валиулла Муртазин-Иманский (1885 – 1938)"

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *