Кассы театра: (347) 272-35-33(347) 273-70-52
Помним, почитаем…

Валитов Загир Суфиянович (1940—2019)

Народный артист Республики Башкортостан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии РБ им.С.Юлаева Загир Суфиянович Валитов родился в деревне Валитово Кугарчинского района Республики Башкортостан.

Свою творческую деятельность З.Валитов начал еще в 1964 году после окончания Уфимского училища искусств (курс Г.Г.Гилязева) в Сибайском башкирском театре драмы. С 1970 года З.Валитов связал свою сценическую жизнь с судьбой и историей БАТД им.М.Гафури. В 1986 г. окончил театральное отделение Уфимского института искусств.

Театральная общественность, зрители и критики называли его «эстетичным» актером, который умеет активно мыслить на сцене, умеет доносить зрителю каждое движение души своего героя.

Творческий путь актера – десятки ролей, раскрывающих его широкие возможности. Талант, умение глубоко проникнуть в суть образа, отзывчивость на режиссерский поиск привлекали к нему внимание мастеров разных школ и направлений. В каждом новом спектакле (особенно в постановках Л.Валиева, Р.Исрафилова, В.Сайфуллина и др.) смелее и ярче проявлялся драматический талант актера. Им созданы замечательные образы, надолго оставшиеся в памяти зрителей: Тимергали («Янбике», Р.Сафин), Юсуф («Родник», Н.Асанбаев), Гефест («Не бросай огонь, Прометей!», М.Карим), Райман («Дуга с колокольчиками», Н.Наджми), Хасбулат («Жизни счастливый миг», А.Мирзагитов), Ирдавлет («Похищение девушки», М.Карим), Кабиров («Операция»,  Г.Шафиков), Булат («Галия», Т.Тагиров и Р.Исрафилов), Ильяс («Огненный вихрь», А.Мирзагитов), Кулыгин («Три сестры», А.Чехов.), Аптряй («Гуси-лебеди», Р.Сафин), Яхъя («Матери ждут сыновей», А.Мирзагитов) и др.

В спектакле «И судьба  — не судьба!» режиссера Р.Исрафилова (по повести М.Карима, инсц.Р.Исрафилова) он сыграл сквозную роль Поэта-рассказчика. За эту работу он был удостоен Государственной премии РБ им.С.Юлаева. В памяти зрителей он останется так же и в ролях  Дервиша («В ночь лунного затмения», М.Карим), Сагадиева («Тринадцатый председатель», «Последний патриарх», А.Абдуллин), Инсафа  Мисбахова («Пеший Махмут», М.Карим)…

Так же яркими страницами творчества актера остались сыгранные им за последние годы роли: Дудукин – в театральной легенде «Без вины виноватые» (А.Островский), Ильсегул в трагедии «Нэркес» (И.Юмагулов),  Искандер бай в драме «Асылъяр» (М.Файзи), Мулла в музыкальной комедии Б.Бикбая и З. Исмагилова «Кодаса», Абдулла в драме Ф.Булякова «Голубушки мои», Умутхужа в комедии Х.Зарипова «Эх, невеста, невестушка!», Сканлон в психологическом триллере «Пролетая над гнездом кукушки» по К.Кизи, Фуат Купрулю в исторической драме «Ахметзаки Валиди Тоган» Н.Асанбаева, Салахетдин в драме «Мулла»  Т.Миннуллина., Кирей в драме В.Жеребцова по повести У.Галеева «Жизнь еще впереди», Жигалов в пьесе «Свадьба» А.Чехова, Кнуров в драме «Бесприданница» (А.Островский), Гарей в комедии “Однажды в санатории” (Н.Гаитбаев), Мигран “Бабуька@ру” (Р.Кинзябаев) и др.

Мастер сцены Валитов З.С. пользовался уважением в коллективе и заслуженным авторитетом. Он активно участвовал в общественной жизни театра и вносил огромный вклад в обогащение духовного потенциала республики, его хорошо знали зрители и коллеги из других республик и регионов.

З.Валитов сыграл на сцене более 90 ролей, он — автор нескольких пьес для детей, поставил на сцене спектакль по пьесе Р.Байбулатова “Возлюбленная”.

_____________________

Прощай, Король!..

Этого актера нельзя было не заметить в густонаселенной труппе Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури по причине его неординарного таланта, яркого исполнительского мастерства и глубокой человечности.
Загир Валитов – выдающийся представитель не только башкирской, но и российской сцены, в адрес которого, к сожалению, при его творческой жизни произносили не так много пафосных слов. А он, собственно, и не гнался за ними, как, кстати, и за ролями. Почему? Думается, тому виной скромность и глубинная интеллигентность, тихий голос и мягкость души, улыбчивость и открытость. А еще – любовь! К своему ремеслу, к театру, жизни, семье – жене, милой, во всех отношениях удивительной Минсарие Асфановне, бережно, честно долгие годы хранящей не только домашний очаг, но и историю знаменитого театра; к дочерям-красавицам, самозабвенно любящим родителей с абсолютным пониманием того, что называется «святое семейство». Мне выпал счастливый билет общаться с ним за чудным, нарядным валитовским столом и в прямом смысле слова вкушать сласти этой жизни.

Несть числа сыгранным Загиром Валитовым ролям. Многие из них просто незабываемы. Особенная работа в творческой судьбе актера – роль Поэта, Ведущего, Рассказчика, Повествователя (как хотите назовите – суть одна) в спектакле «И судьба – не судьба» по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» в постановке Рифката Исрафилова. Актеру пришлось транслировать зрителю судьбы практически всех героев спектакля, а значит, и переживать их вместе с ними.

И Мартын Нароков в спектакле «Белокрылая мечта моя» по пьесе Александра Николаевича Островского «Таланты и поклонники» в постановке Тансулпан Бабичевой и Азата Надыргулова – помощник режиссера, бутафор, старик, одетый бедно, но прилично, с манерами хорошего тона, из тех, что относят к «маленьким людям». Мартын Нароков – это роль-откровение, объяснение в любви к театру самого Загира Валитова.

– Я не маленький человек, извините!.. Я могу сказать тебе, как Лир: каждый вершок меня – барин… Здешний-то театр был мой.

– Да какое же такое счастье у тебя было?

– А такое и счастье, что я делал любимое дело. Я люблю театр, люблю искусство, люблю артистов, понимаешь ты?
И между этими двумя ролями максимально раскаленная протянулась творческая вольтова дуга актера.

Так почему же не случилось то, что само шло в руки! Что помешало? А все очень просто – не захотели разглядеть. Ну, как же, это же Король Лир! Да, Шекспир – это круто! А.Островский – слабо? А.Нароков? А как же любовь к театру?!

Или, по Шекспиру, все слова, слова, слова… Какая жалость, какая несправедливость! В заполненной до основания книге жизни Загира Валитова осталась чистая страница. Счастье, что каждый по-своему может ее заполнить. Каждый. Ведь он был народным артистом. Самородок, получивший огранку у опытных ювелиров. Загир Валитов это понимал, поэтому так глубоко почитал своих учителей.

Но почему-то эти мысли вызывают только острую, почти неизбывную тоску. Да потому что (совсем по романтически-гриновской формуле) нас призывает несбывшееся, но тщетно!
«Прощай, Король, ты ясно дал понять, что…» (У.Шекспир).

 

 

Тамара Абросимова.

 

Комментарии читателей статьи "Валитов Загир Суфиянович (1940—2019)"

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *